Рецензия на фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец»: Кровный долг оплачивается кровью
Оценка: 8 из 10
Премьера блокбастераMarvel «Шан-Чи и легенда десяти колец» в российском прокате состоится 2 сентября 2021 года. Режиссёр: Дестин Дэниел Креттон. В ролях: Симу Лю, Тони Люн, Аквафина, Мишель Йео, Чжан Мэнъэр, Тим Рот, Бенедикт Вонг, Бен Кингсли и другие.
Фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец» до выхода в прокат заслужил репутацию совсем не ту, на которую надеялись создатели первого фильма Marvel Studios о супергерое азиатского происхождения. Как-то так вышло, что эта глава в огромной киновселенной получила клеймо наименее ожидаемого фильма за всю её почти 25-летнюю историю. Тому виной - совершенно не продающие продукт трейлеры, провальная по всем признакам промо-кампания, назойливые ассоциации с «Чёрной Пантерой» для азиатского рынка, отсутствие громких имён в актёрском составе и, наконец, сомнительная кандидатура режиссёра. Как автор посредственных слёзовыжималок и сухих конъюнктурных байопиков может снять что-нибудь путное? Ещё масла в огонь добавил стремительный упадок качества продукции «Марвел» после завершения предыдущей фазы – не спасает даже подключение телевизионного десанта.
Но то ли сыграл фактор заниженных ожиданий, то ли череде неудач, согласно старому китайскому пророчеству, было суждено наконец прерваться, так или иначе, «Шан-Чи и легенда десяти колец» — как глоток свежего воздуха в затхлом, обвешенном безжизненными фотообоями конвейерном цехе Marvel Studios. Фильм Дестина Дэниела Креттона в первую очередь заставляет поностальгировать по ранним сольным историям КВМ – лёгким и захватывающим приключениям без назойливого ворлдбилдинга и превращения всего, что движется, в обязательный мерч.
Перед нами самостоятельная, колоритная и уверенно держащаяся на собственных ногах история Шан-Чи (Симу Лю) - потомка могущественного воина Венву (Тони Люн), владеющего силой магических десяти колец. Шан-Чи должен был пойти по стопам отца, став бесстрашным и безжалостным мастером кунг-фу и в итоге унаследовав те самые кольца, однако судьба распорядилась иначе. Шан-Чи вынужден был сбежать в юном возрасте в Америку, где его теперь зовут Шоном. Он работает парковщиком за гроши в крутом отеле и часто тусуется с давней подругой Кэти (Аквафина). Само собой, этой мирной жизни однажды должен придти конец: вечно от прошлого бегать не удастся – особенно когда ты связан с ним кровными узами.
Сюжет же здесь, безусловно, многим покажется знакомым и формалистским, что, впрочем, не идёт в разрез с определением слова «легенда». А именно легендой, мифической и архетипической историей противостояния добра и зла предстаёт перед нами «Шан-Чи». Это образцово-универсальная семейная сказка, считывающаяся одинаково легко вне зависимости от культурного кода смотрящего. Китайская же эстетика, пропитывающая фильм от начала и до конца, способствует обособлению фильма от типичной супергероики примерно так же, как это удалось «Чёрной Пантере», однако в этот раз социально значимый, актуальный посыл заменяется на вневременную притчу о семье и предопределении. После волшебных мужских феромонов, зомбированных наёмниц из летающего в небе города, картонных европейских пейзажей, бессмысленных игр разума с затянувшейся прелюдией по передаче щита Капитана Америка, после всей это притянутой за уши драматургии и бездарных сценарных ходов просмотр «Шан-Чи» — как возможность снова насладиться любимым «марвеловским» угощениям после длительного отравления.
Среднестатистическому зрителю продукции «Марвел» актёрский состав фильма покажется набором неизвестных китайских лиц. Эту аудиторию обрадуют появления Бена Кингсли (чей экранный тандем с волшебным существом, буквально напоминающим попу с крыльями, значительно веселее и необходимее фильму, чем всё существование Мартина Фримана в «Чёрной Пантере» на тех же правах) и Бенедикта Вонга (хотя он тоже азиатской внешности, но уже успел запомниться публике и американизироваться). Ещё, возможно, Аквафина вызовет кое-какие ассоциации.
Тем не менее, главная звезда фильма - великолепный Тони Люн, любимый актёр Вонга Карвая, с творчеством которого «Марвел» ещё никогда так сильно не пересекался, как в «Легенде десяти колец». Люн играет главного злодея, тем самым вписываясь в ранг лучших антагонистов киновселенной вместе с Китоном, Бролином, Джорданом и Голдблюмом. (Кем теперь считать Локи – решительно непонятно). От его персонажа пляшет сюжет фильма целиком, за счёт его харизмы от происходящего невозможно оторвать глаз. Когда Люн на экране, «Шан-Чи» достигает марвеловских высот. Особенно в самом начале, где нам показывают безумно красивую встречу-поединок Венву и Инь Нан (Мишель Йео), родителей Шан-Чи. Она снята в стиле фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и других произведений жанра Уся.
Постановка драк в картине Креттона – это ещё одно радикальное новшество в производстве «Марвел», за которое можно запросто влюбиться в данный фильм чисто из-за эстетических соображений. Даже лучший пример в плане хореографии рукопашных сражений, до этого считавшийся эталоном практического экшена в КВМ, «Первый мститель: Другая война», теперь уже мало кого способен впечатлить. Не зря на главную роль взяли Симу Лю - талантливого каскадёра, владеющего искусством кунг-фу. Как актёр он, кстати, тоже вполне неплохо справляется со своей ролью, хотя, конечно, всё внимание к себе приковывает гипнотический Тони Люн, у которого тоже есть опыт восточных единоборств – съёмки в «Великом мастере» Карвая явно даром не прошли.
Однако даже несмотря на матёрый в плане владения кунг-фу актёрский состав, всегда есть страх, что конечный результат на экране будет совершенно иным, и неделями репетируемая хореография превратится в нарезку мельтешащих конечностей с раздражающими крупными планами (как в недавней «Мулан»). Но ни монтаж, ни операторская работа, ни режиссура не мешают зрителю получать истинное удовольствие от боевых сцен, души в которых здесь оказывается больше, чем в любом другом фильме «Марвел» в целом. Сама по себе история в «Легенде десяти колец» душевная и эмоциональная, но куда больше сердце радостью обливается от того, насколько создателям небезразличны культурные особенности и эстетика Азии. И одно дело - показать компьютерных драконов и нарядить актёров в традиционно-китайские костюмы, но совершенно другое – изобразить кунг-фу не как функцию зрелищного блокбастера, а именно как неподдельное искусство. В этом есть особое авторское благородство, не позволяющее поставить «Шан-Чи» в один ряд с однотипными и в определённой степени лишними сольниками Marvel Studios.
«Шан-Чи и легенда десяти колец» — это лучшее, что случилось с кинематографической вселенной «Марвел» со времён последних «Мстителей»: душевное, весёлое и прекрасно визуализированное семейное фэнтези, способное объединить несколько поколений за одним экраном. Это уникальная в своём развлекательном предназначении американо-азиатская эклектика, в которой ощущаются драйв старых гонконгских боевиков, лёгкость приключенческих комедий с Джеки Чаном, величие необъятного китайского фольклора и щепотка неожиданных референсов в сторону волшебного кинематографа Карвая. Для одного «марвеловского» фильма это больше, чем достаточно.
Вадим Богданов, InterMedia