постер к фильму

Рецензия на фильм «Яблоки»: От одиночества спасут лишь других людей (анти)тела

Оценка: 7 из 10

Греческая драма «Яблоки» выходит в российский прокат 4 сентября 2021 года. Режиссёр: Христос Нику. В ролях: Арис Серваталис, София Йорговассили, Анна Калаициду и другие.

Не прошло и года, как до российских зрителей добрались «Яблоки», открывшие в 2020-м секцию «Горизонты» в Венеции, а в апреле заскочившие на Московский международный кинофестиваль. Перед нами режиссёрский дебют грека Христоса Нику, который набирался опыта в качестве второго режиссёра на ранних фильмах у Йоргоса Лантимоса, в частности на производстве «Клыка». Однако вам даже не понадобиться искать для проверки эту информацию где-либо, потому что уже даже по первым кадрам становится ясно, творчеством какого земляка Нику вдохновлялся. В «Яблоках» можно найти много черт, присущих фильмам Лантимоса, включая эмоциональную отрешённость героев и (уже практически фирменную) греческую абсурдность происходящего.

Сюжет здесь, кстати, актуален не только по параметрам 2020 года, но и, к сожалению, по сей день – поскольку в его центре повальная пандемия. Но не коронавируса, а амнезии. Люди теряют память ни с того ни с сего и совершенно внезапно – по пути домой, на парковке или во время танцевального рейва в клубе. Главный герой, вот например, потерял память в вечернем автобусе, теперь он не знает, кто он и откуда. Медики пытаются сделать всё возможное, но никаких отклонений в работе мозга у пациентов не находят. Мистика. Или нет?

У Христоса Нику нет никой фантастики в расшифровке сюжета, а его абсурдность прямо как у Кауфмана – данность бытия, не достойная особого внимания. Вскоре становится очевидно, о чём именно режиссёр говорит через метафору амнезии – об одиночестве.

Главный референс у «Яблок» — «Лобстер», возможно, лучший по сей день фильм всё того же Лантимоса. Начиная с визуальных ассоциаций (формат кадра, эстетическая операторская работа, продолжительные статичные планы) и заканчивая неожиданной любовной линией, в которой двое несчастных одиночек находят друг друга.

Меланхоличный тон перемешивается с неуклюжими сценами танцев в клубе под дуболомный хаус, а молчаливые скитания по квартире разбавляются милыми беседами о «Техасской резне бензопилой». Маленькое, отчасти минималистическое и особо не претендующее ни на что великое кино. Однако смотрится приятно и с каким-то поистине загадочным душевным трепетом.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости