На Российской креативной неделе обсудили, зачем регионам музыкальные фестивали
Дискуссия на тему «Зачем ехать в Липецк: как музыкальные фестивали трансформируют территории» состоялась 28 августа 2021 года на Российской креативной неделе в павильоне «Музыка и саунд-дизайн».
В событии приняли участие организаторы музыкальных мероприятий:
- основательница и президент фестиваля «Усадьба Jazz», генеральный продюсер проекта «Усадьба Jazz Kids» Мария Сёмушкина,
- генеральный директор музыкального фестиваля Fox Rock Festival и лейбла StartUp Music Валерий Дробыш,
- руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин,
- исполнительный директор компании Igor Butman Music Group (IBMG) и Фонда Игоря Бутмана Роман Христюк.
Даже у тех фестивалей, которые изначально были только московскими, в последние годы наблюдается тренд на распространение в регионы. Эта черта роднит их с западной музыкальной индустрией, где масштабные события предпочитают проводить не в большом городе, а в небольших населённых пунктах или на природе. В ходе дискуссии эксперты обсудили, как фестивали трансформируют среду регионов, и рассказали о собственном опыте организации мероприятий.
Мария Сёмушкина
Мария Сёмушкина отметила, что каждый город имеет свою культурную среду, в которую необходимо погружаться при подготовке фестиваля. Крайне важно дружить с местными художниками, рестораторами, понимать культурный код местности. Например, в Санкт-Петербурге всегда найдется слушатель для серьёзного интеллектуального джаза, а в Воронеже или Сочи его не примут. Не менее важно учить людей в регионах работать на столичном уровне, а зрителям давать ощущение внутренней свободы - когда во время фестиваля можно не только слушать музыку, но и заниматься йогой, рисовать.
- Провести столичный фестиваль в регионе – это вытянуть лучший ресурс из города, показать городу его собственные возможности.
Валерий Дробыш
Валерий Дробыш рассказал, что первоначальной миссией Fox Rock Festival была помощь молодым музыкантам, особенно альтернативным, в предоставлении сцены, возможности быть услышанными и увиденными своей аудиторией. Однако в 2021 году фестиваль прошел впервые, и в городе его проведения - Липецке - обнаружилось много креативных людей и компаний, которые хотят проявить себя на месте, а не уехать в мегаполисы. Так что еще одной миссией фестиваля - уже на 2022 год - стало взращивание малого бизнеса Липецка и области, развитие местного креативного населения.
Фестиваль «Таврида», по словам Сергея Першина, изначально располагался в таком месте, где это помогло бы развить территорию. В результате он действительно стал якорным проектом для Судака и окружающих населённых пунктов. В числе заслуг организаторов - рекультивация полигона ТКО, поддержка экобаланса на мысе Меганом, защита от хаотичной застройки бухты Капсель, создание 500 рабочих мест (сейчас в городе строится Университет креативных индустрий), проведение новых инженерных коммуникаций.
- «Таврида» – это не только люди на площадке, это еще и ответственность за территорию и развитие местного сообщества, - подытожил эксперт.
Сергей Першин
Глобальная миссия Igor Butman Music Group – поддержка молодых музыкантов, и с этой целью компания в числе прочего организует 12 фестивалей. Однако у каждого из таких мероприятий есть и собственная миссия, рассказал исполнительный директор Роман Христюк. «Сахалин Хоккайдо Jazz» формирует межкультурные связи, в результате чего российские музыканты становятся все более востребованными в Японии. «Сочи Jazz Festival» способствует внутрироссийскому туризму, как отчасти и «Moscow Jazz Festival»: «в столице не хватало именного джазового фестиваля». «Триумф джаза» (Москва) и «Фестиваль музыкального юмора» (Челябинск) - создали среду для новых музыкальных учреждений – соответственно, «Академии джаза» и «Детской школы джаза», благодаря которым формируется будущее индустрии.
Каждый из участников дискуссии отметил, насколько важно вовлекать в проведение региональных мероприятий местные молодые таланты. Так, «Таврида» подключает к фестивалю не только музыкантов, но и дизайнеров, фэшн-художников, других представителей креативной молодёжи. Фактически для них это своего рода социальная лестница:
- Но это не лифт, который тебя везёт, а именно лестница, по которой надо взбираться самому, - отметил Сергей Першин.
Роман Христюк
Роман Христюк со временем планирует сделать такой региональный фестиваль, где как минимум половина участников была бы местной. Валерий Дробыш уже сейчас планирует расширять географию Fox Rock Festival, подключая не только липецких, но и воронежских и тамбовских музыкантов, а Мария Сёмушкина с 2008 года проводит целый музыкальный кэмп с все той же целью.
Встреча показала, что, несмотря на продолжающийся кризис музыкальной индустрии, организаторы российских фестивалей прилагают немало усилий, чтобы развивать креативную сферу и предпринимательство в регионах, и это уже сейчас влияет на культурный и экономический ландшафт страны. Особенно заметными эти изменения могут стать после отмены ограничений для массовых мероприятий, введенных в связи с пандемией.