Эксперты Российской креативной недели обсудили, как зажигаются звезды, и кому это выгодно
Дискуссия на тему «Как стать звездой» состоялась 27 августа 2021 года на Российской креативной неделе в павильоне «Музыка и саунд-дизайн».
В событии приняли участие:
- главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов;
- музыкальный критик, автор телеграм-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин;
- генеральный директор «Кушнир Продакшн» Александр Кушнир;
- генеральный директор лейбла «Первое Музыкальное» Мария Опарина;
- специалист лейбла «Первое Музыкальное» Александра Середа;
- управляющий партнёр Zvonko Group, музыкальный эксперт Дмитрий Коннов.
Мария Опарина начала свое выступление с опроса аудитории - 3/4 присутствующих оказались исполнителями, 1/4 - композиторами, 1/10 - менеджерами. Стало ясно, что дальше дело придется иметь с хорошо подготовленной аудиторией.
– Что для вас значит “стать звездой”? Получить медийность, стриминговаться или собрать стадион? А может, все сразу? – провокационно спросила она.
По мнению эксперта, чтобы стать звездой, в первую очередь необходим материал – от него всегда отталкиваются и лейблы, и платформы. При этом, чтобы начать работать с лейблом, одной песни мало – ведь даже если она выстрелит, через какое-то время артиста забудут, если вовремя не выпустить следующую. Поэтому всегда необходим запас.
– Это нужно, чтобы все понимали, какой рост будет у артиста, и будет ли он вообще. Некоторые застревают на одной песне, и каждая их новая работа похожа на предыдущую, – объяснила Мария Опарина позицию лейблов.
Также она напомнила артистам, как важно понимание собственной аудитории и выстраивание с ней длительных отношений. Для этого не годится формальный подход «все от 12 до 50 лет».
Александра Середа рассказала, что как специалист по работе со стриминговыми площадками, в т.ч. в качестве маркетингового консультанта, она считает одним из важнейшим шагом в музыкальной карьере выбор дистрибьютора:
– Ищите такого, который вас поймет, поддержит, покажет вас и витринам, и остальным пользователям, – заявила она.
Олег Кармунин заявил, что сама постановка темы дискуссии - «Как стать звездой» - попахивает 2002 годом и «Фабрикой звезд».
– Что такое «стать звездой»? Мне кажется, сегодня мир уже перестроился, и можно быть достойным музыкантом и получать приличные деньги за музыку, не будучи при этом звездой. Вне топ-10 чартов существуют еще тысячи музыкантов, – уверен спикер.
В качестве примера он привел разных музыкантов, играющих нишевые вещи в не самых популярных жанрах. По мнению эксперта, благодаря стримингу многие из них теперь способны зарабатывать своим творчеством, несмотря на кризис. Эта ситуация уникальна, поскольку долгие десятилетия доходов от продажи физических носителей практически не было, а зарабатывать можно было только с концертов.
– Физические носители получили распространение только в XX веке, а до этого вся музыка могла исполняться только вживую. Теперь же, благодаря коронавирусу, вся музыка переходит в разряд записанной. Музыканты все меньше денег получают с концертов, зато все больше – со стриминга, - отметил эксперт.
Александр Кушнир начал свою речь с опроса аудитории: что для нее важнее - деньги, слава или вечность?
– Те, кто хочет денег, гастролируют по стране, у них по 42 концерта в месяц. В приличные места их не приглашают, но у них все хорошо, свое они получают. У тех, кто хочет славы, мало концертов, но и в вечность они не попадут. Вопросами попадания в вечность же занимаются не сами артисты, а те, кто сейчас сидят слева и справа от меня. – польстил коллегам спикер.
Особо он подчеркнул, что музыкантам, чтобы добиться успеха, необходимо часто репетировать, в идеале – два раза в день:
- Тогда звук будет, как у Radiohead, а духовное послание – как у Massive Attack.
По подсчетам Александра Кушнира, в среднем московские группы репетируют куда реже - 1–2 раза в неделю, и это отрицательно сказывается на их успешности.
В завершение сессии Евгений Сафронов отметил четыре качества, формирующие реальный успех творческой личности, и в каждом из которых нужна профессиональная коллективная работа – контент, исполнитель, менеджмент и пиар. В качестве примера он привел историю песни «Рюмка водки на столе», которую много лет без выдающихся результатов исполнял её автор Евгений Григорьев. Здесь спикер указал не только на творческое, но и менеджерское решение - в результате приобретения прав на песню и заказа новой аранжировки Евгению Кобылянскому был записан суперхит, а популярность Григория Лепса резко выросла.
Эксперт заявил, что в первую очередь музыканты должны понимать, для кого они поют и играют. За последние 100 лет население по всему миру выросло в четыре раза, соответственно аудитория стала больше, её структура изменилась, пристрастия стали разнообразнее. При этом средний культурный уровень ощутимо упал, поскольку основной рост населения произошел именно в сегменте с низким культурным уровнем - соответственно, звездами станут исполнители максимально простых и доступных произведений. Но даже звезде заработать сейчас все сложнее - спикер привел печальный график доходов мировой индустрии звукозаписи, при этом обратив внимание на то, что потребление музыки выросло в десятки раз.
Детальнее эти вопросы рассмотрены в комплексном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ», которое ежегодно проводится агентством InterMedia.
Павел Соломатин, InterMedia