Рецензия на фильм «Дом на другой стороне»: Посмертное право на личную жизнь
Оценка: 6 из 10
Хоррор «Дом на другой стороне» выходит в российский прокат 9 сентября 2021 года. Режиссёр: Дэвид Брукнер. В ролях: Ребекка Холл, Сара Голдберг, Вонди Куртис-Холл, Стэйси Мартин и другие.
Как показал ещё Бергман, ни одна семейная пара не застрахована от измен одного или даже обоих супругов. Отношения могут казаться идеальными, но от этого лишь больнее узнавать о предательстве любимого. Новый фильм Дэвида Брукнера как раз об этом: его «Дом на другой стороне» — хоррор-метафора о супружеской неверности, замаскированная про стандартный ужастик о доме с приведениями и противостоянии со сверхъестественными силами.
Школьная учительница Бет (Ребекка Холл) шокирована неожиданной смертью мужа. Любящий и весёлый, вечно в работе, всегда был нежен и учтив к своей жене. Но как-то ночью он взял лодку, отплыл на середину озера, около которого он собственноручно построил роскошный дом для них двоих, и выстрелил себе в голову, оставив многозначительную записку. Бет даже не догадывается, что могло стать причиной трагедии – до тех пор, пока не решает разобраться в вещах покойного мужа, который, как ей кажется, начал приходить к ней по ночам и вести себя традиционно для призраков – громко топать и включать музыку на весь дом.
Интрига раскрывается неспешно и, хоть и может похвастаться несколько неожиданными поворотами событий, в целом же ни к чему принципиально новому не приводит. Как бы старательно «Дом на другой стороне» во второй половине не стремился к стандартным тропам вселенной «Заклятия», кино Дэвида Брукнера всё же ближе к «Реинкарнации» Ари Астера – то есть не такое простое, как кажется. Боль от смерти близкого показана чуть ли не главным ужасом, по крайней мере, куда страшнее, чем всякая там паранормальщина, а развязка и вовсе может трактоваться по-разному – в зависимости от вашего мировоззрения и жизненного опыта. Мужчины изменяют либо по своей природе, либо только тогда, когда в них буквально вселяется некая демоническая сущность.
Ещё одна ассоциация с «Реинкарнацией» прослеживается в исполнительнице главной роли. Тот фильм запомнился одной из ярчайших женских ролей в хоррорах, так и здесь Ребекка Холл рвёт и мечет. Её героиня показана уязвимой, но при этом достаточно саркастичной и отчаявшейся в той мере, что ей уже попросту плевать на всё. Что там? Коллеги по работе боятся спросить про смерть мужа? Ничего, сейчас расскажу всё в деталях. Какие-то странные звуки глубокой ночью в одиноком доме? Пф, муженёк, этим ты меня уж точно не испугаешь и не удивишь, может, лучше выйдёшь и объяснишь хоть что-нибудь? Ребекка Холл – явно лучшее, что есть в фильме, и за её спектром эмоций тут наблюдать интереснее всего.
Хоррорная же составляющая оставляет желать лучшего. Брукнер до этого снял потрясающий «Ритуал» — необычный и атмосферный хоррор о том, что ночевать в пустующей избушке ночью посреди неизвестного леса не стоит даже в компании друзей. Ещё он отметился неплохими страшилками в альманахах «З/Л/О» и «Монстры Юга», а сейчас ему доверили ремейк культового «Восставшего из ада». В общем, в Дэвиде Брукнере многие разглядели новую надежду хоррорного жанра, однако его «Дом на другой стороне» именно в плане постановки и подачи разочаровывает совсем уж примитивными скримерами и наивными звуковыми эффектами, которые чаще не пугают, а раздражают своей вторичностью и банальностью их автора. Возможно, именно из-за этого Брукнеру не получается нагнести хоть какую-нибудь атмосферу, как в том же фильме Ари Астера, вместо этого – набор жанровых клише и тщетные попытки увести зрительское внимание в область психологизма.
«Дом на другой стороне» мог бы получиться отличным хоррором, если бы его создатели отказались от дешёвых жанровых приёмов и усугубились бы в трагедию института семьи, использовав мистическое как метафору иррациональности человеческих отношений. А в итоге образовалось зрелище совершенно бездомное: что-то между «Домом у озера» и «Призраком дома на холме», ещё и с кучей нереализованных идей из «Дома листьев» Данилевского. Но самое обидное, что опять страдают выложившиеся на все сто актёры: в доме с такой блеклой режиссурой Ребекке Холл делать нечего.
Вадим Богданов, InterMedia