Рецензия: Estradarada - «Артефакты»
2021, Estradarada
Оценка: 6 из 10.
Если рассматривать «Артефакты» как альбом «музыки раскованных интеллектуалов», «сюжетной танцевальной музыки» и «эмоционально-атмосферных композиций», то пластинка вроде как ничего. Есть заумные электронные треки, есть провокационно-танцевальные, есть атмосферно-фоновые. Но ряд косвенных признаков указывает на то, что Александру Химчуку хотелось выпустить не электронный альбом для сотни гиков, а что-то более популярное и, не побоюсь этого слова, всенародное. Потому что такой опыт есть, и вы это знаете, даже если подзабыли название Estradarada. Именно этот проект пять лет назад записал трек «Вите надо выйти», который стал хитом и до сих пор крутится на дискотеках курортов Краснодарского края. Очень привязчивая мелодия, запоминающийся рефрен и приятный саунд принесли «Вите» награду «Танцевальный хит года», статуэтку «Песни года», а Химчуку и «Эстрадараде» - музыкальные премии в номинациях «Прорыв года» и «Лучший старт». Дело даже не в премиях, а в том, что песню действительно полюбил народ.
Если получилось один раз, почему бы не попробовать снова? Странно было бы возвращаться в танцевальный андеграунд после мегауспеха в мейнстриме, и Химчук приступил к изготовлению нового хита. В поисках вдохновения он переехал из Киева в Москву, чтобы легче было покорять более обширные музыкальные рынки, но хит всё не появлялся. И если рассматривать альбом «Артефакт» под этим углом, то можно воспринять эту аудиоработу как хронику тщетных и местами довольно отчаянных попыток произвести что-то сравнимое с «Витей». Цифровые сервисы, кстати, определили пластинку в категорию «русская поп-музыка» - видимо, там тоже надеялись на «музыку для масс».
Есть ощущение, что Александр Химчук, так и не добившись желаемого результата, бросился в разные крайности - то применяя сильные средства вроде использования нецензурной лексики, то возвращаясь к замороченной и самоуглублённой электронике. Более-менее дружественно для широких масс в итоге звучит только песня «Феллини» - дуэт с Катей Чеховой, уже издававшийся на альбоме последней. Трек с на первый взгляд остроумным названием «Люди и бутса» оказывается скорее шокирующим из-за грубости заглавной фразы. В «Brown Cadillac» Estradarada переходит на английский, но её хватает только на бледный косплей Depeche Mode. «Светамузыка» вряд ли выйдет за пределы танцпола, а «Надю Соснину» портит резкий текст - будто автор плюнул на попытки написать хит и сказал: нате вот! В «Мне нравится» Химчук просто говорит под ритмичную музыку, что твой Гришковец, а в финальном треке «Ночь космонавтики. Путь победителя» ему и музыка почти не нужна, ибо в течение пяти с половиной минут он толкает претенциозные телеги об эгоизме, свободе и страхе. Если слушателю действительно запомнится последнее, то с мыслями о популярности «Эстрадараде» можно закончить прямо сейчас.
Алексей Мажаев, InterMedia