Рецензия на фильм «Тайна сестёр Макалузо»: Итальянский ответ «Мустангу»
Оценка: 7 из 10
Итальянская драма «Тайна сестёр Макалузо» вышла в российский прокат 16 сентября 2021 года. Режиссёр: Эмма Данте. В ролях: Алиса Мария Орландо, Сузанна Пираино, Элеонора Де Лука, Донателла Финокьяро и другие.
Помните тот яркий и самобытный турецкий фильм про пять сестёр, который чуть было не получил «Оскар» в 2016 году? Так вот, «Тайна сестёр Макалузо» из основного конкурса прошлогоднего Венецианского кинофестиваля — это почти что итальянская версия «Мустанга», но только с куда более драматичным сюжетным поворотом.
Итак, давайте знакомиться с сёстрами. Мария – самая старшая из всех (ей лет 20, может, чуть поменьше), она ответственная и выступает своего рода опекуном для остальных сестёр (где их мама с папой, нам не рассказывают и никогда не покажут). Ещё она мечтает стать балериной и, кажется, влюблена в подругу. Пинуция – чуть помоложе, но тоже достаточно взрослая, очень красивая и крепче всего дружащая с младшенькой Антонеллой, бойкой и непоседливой девчонкой лет восьми. Катья чуть постарше Антонеллы и заметно крупней, она тихая и покладистая, чего не скажешь о средней сестре – Лие, грубоватой задире без царя в голове. Впятером они живут в большой квартире на задворках Палермо, ухаживают за «праздничными» голубями, приносящими единственный доход, и ходят купаться в море. Один из таких походов заканчивается трагедией: самая младшая – Антонелла – умирает из-за несчастного случая.
Дальше события идут примерно схожим образом с другим «венецианским» фильмом того года, «Фрагментами женщины», где герои оставшееся время грустят и рефлексируют о случившемся. Но первые полчаса опять же прекрасные – мы под заботливым и чутким присмотром режиссёра Эммы Данте наблюдаем за бытом и отношениями девчонок, учим их имена, запоминаем особенности, наслаждаемся за поистине завораживающей динамикой между героинями, отчего даже со знанием синопсиса трагедия всё равно застаёт врасплох.
Палермо у Данте точно такой же, как Неаполь у Гарроне: грязный, захолустный, заросший однотипными панельками и убитыми спортивными площадками, однако за всеми этими пейзажами (ничуть не отталкивающими, надо сказать) таится какая-то неуловимая нежность, доступная только женскому взгляду на вещи. Визуально «Тайна сестёр Макалузо» привлекает не хуже туристического ролика, хотя никуда дальше условных «фавел» мы так и не уходим.
Однако кино очень простое, чья суть умещается в одном предложении – четыре сестры скорбят о пятой до конца жизни. Оставшийся час зритель преимущественно наблюдает за тем, как уже взрослые дамы (сам роковой эпизод с Антонеллой не показывают до финальных минут, повествование сразу переносится лет на 40 вперёд и редко возвращается обратно через флэшбеки) дерутся, орут, плачут и обвиняют друг друга в смерти младшей. Такой резкий тональный переход роднит «Тайну сестрё Макалузо» с «Летом 85-го» Франсуа Озона: нас сначала так же опьяняют упоительной летней атмосферой и феерией ещё только начинающейся жизни, как потом мы резко получаем обухом по голове и сидим так до конца фильма.
Вадим Богданов, InterMediа