Рецензия на фильм «Капитан Волконогов бежал»: Потому и страшно
Оценка: 9 из 10
Премьера фильма «Капитан Волконогов бежал» состоялась в конкурсной программе 32-го «Кинотавра». Режиссёры: Наташа Меркулова и Алексей Чупов. В ролях: Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин, Владимир Епифанцев, Анастасия Уколова и другие.
Летит огромный красный дирижабль над советскою землёю. В небе – тревожный привкус перемен, под ним – любимый Петербург и немножко тлен… Похоже на прозу Маяковского, но это сцена из нового фильма режиссёрского тандема Наташи Меркуловой и Алексея Чупова – «Капитан Волконогов бежал», отобранного в основной конкурс Венецианского кинофестиваля, а теперь под длительные «каннские» аплодисменты с энтузиазмом встреченного на «Кинотавре». Для авторов, до этого снимавших интимные картины о кризисе личности и обнажённых душах, размашистая историческая картина о Большом терроре – радикальный шаг вперёд по всем направлениям и попросту выдающееся произведение, стирающее грани между колкой правдой и художественным вымыслом, между современным искусством и историей нашей страны. Так строят на века. Так закалялась сталь.
Капитан Фёдор Волконогов (Юра Борисов) служит в правоохранительных органах – в НКВД. Служит верно, приказы сомнениям не подвергает, руководство им гордится, а коллеги уважают. Но случается 1937 год. В партийных рядах начинаются чистки, основательные и беспощадные. Сегодня они добираются и до отряда капитана – всех по одному вызывают на какую-то внезапную «переаттестацию». Фёдор понимает, что запахло жареным, и в самый последний момент решает бежать. Ловец становится зверем – теперь не будет красная полоса, не будет зверь бежать на ловца.
Внезапно к Волконогову, как у Диккенса, является бывший соратник по отряду и, кажется, его единственный друг. Является с того света. Новости у него скверного характера: говорит, мол, там все наши, все в аду, все в бесконечных мучениях за то, что они творили при жизни, но у тебя, дружище, ещё есть шанс избежать попадания сюда. За всех, ты ответишь за всех, ты ответишь за всех, отвечай за слова. Товарищ (его играет Никита Кукушкин) сообщает Волконогову, что если тот до своей смерти сможет выпросить прощение хоть у одной своей жертвы, то его отправят в рай. Ноша тяжела, горло просит ножа, но капитан, цепляясь за соломинку, намерен сделать всё, чтобы добиться искупления при жизни.
«Капитан Волконогов бежал» — кино, богатое на неожиданные художественные решения. Оно, с одной стороны, историческое – местом действия выбран Петербург, город, олицетворяющий вечность и обтекаемость времени, даже сейчас, просто прогуливаясь по его улицами и переулкам, можно запросто обнаружить себя в другом веке. В фильме же такая аутентичность подчёркивается вдобавок старыми трамваями, заставленными советскими интерьерами, «маузерами» и раритетными автомобилями ЗИС и Газ. Но с другой стороны, пространство и время «Капитана Волконогова» абсолютно условно: сотрудники НКВД носят дизайнерские красные спортивки (как будто из клипов Shortparis), речь героев полна анахронизмов, а сюжет о поиске прощения и вовсе выводит происходящее на территорию вневременного трансцендентального кино.
Работа художников-постановщиков проделана колоссальная, с её помощью Меркулова и Чупов доводят свой фильм до завораживающих эстетических противоречий. Элементы современного искусства просачиваются в чисто кинематографический гротеск, неожиданный абсурд резко контрастирует с трезвостью политического высказывания авторов, а смена жанров и режиссёрских интонаций ловко переключают «Волконогова» с триллера на драму, с экзистенционального хоррора на изящно упакованную сказку для взрослых.
«Капитан Волконогов бежал» доказывает, что феномен Юры Борисова возник не на пустом месте. В нынешнем сезоне ни один крупный мировой фестиваль не обходится без фильма с его участием. Где-то у него яркие роли («Петровы в гриппе»), а где-то маленькие и незначительные («Герда»), однако именно у Меркуловой и Чупова актёр раскрывает весь свой профессионализм, в полном спектре демонстрируя, на что способен в умелых режиссёрских руках. Все самые сильные эпизоды фильма строятся на актёрском мастерстве Борисова, способного, как выяснилось, без лишних слов выразить больше, чем того требует сцена.
Третий полнометражный фильм тандема Наташи Меркуловой и Алексея Чупова – амбициозный и пугающий своей грандиозностью парад художественной выразительности, красивый и беспощадный, не боящийся применить по отношению ко зрителю «особые методы»: неожиданный сюжет с притчивой основой, заряженного Юру Борисова и яркие аллюзии на неизменность времени, в котором всё так же на каждое наказание должно быть преступление. Потому и страшно.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia