Рецензия на фильм «Купе номер 6»: Перед вагоном-рестораном
Оценка: 9 из 10
Российская премьера фильма «Купе номер 6» состоялась во внеконкурсной секции 32-го «Кинотавра», в прокат лента выходит 28 октября 2021 года. Режиссёр: Юхо Куосманен. В ролях: Юра Борисов, Сейди Хаарла, Динара Друкарова, Юлия Ауг и другие.
У любого путешествия свой особенный пленяющий шарм. Тщательно спланировано оно или отдано на волю случая – в начала своего пути человек всегда отличается от того, кем он становится после. Путешествия меняют людей, наполняют жизнь смыслом, новыми оттенками и контекстом, определяющим каждого из нас в необъятном удивительном мире, полном незнакомцев, открытий, встреч, историй и неописуемых красот. Однако это всего лишь приятные дополнения, сопутствующие с авантюризмом любых амбиций и масштабов, главное же в путешествии – это его непередаваемая словами магия, возникающая от стука колёс, рокота турбин, рёва двигателя, всплеска рассечённых волн или мягкого хруста маршрутных карт. После возвращения домой эта магия ещё долго за счёт воспоминаний и фотографий теплится в душе, действенно поддерживая в ней хрупкий очаг внутреннего уюта.
Однако если не словами, то кинематографом такое волшебство передать всё же можно. У Ричарда Линклейтера великолепно удалось ухватить эфемерный романтизм спонтанных европейских приключений в эталонной трилогии «Перед…», как и Уильяму Уайлеру, устроившего зрителям незабываемые «Римские каникулы». Преуспели на этом поприще и Шон Пенн, отправивший зрителя на Аляску, и Сидни Поллок, раскрывший мелодраматическую притягательность Африки, и Мартин Макдона, остроумно и с чёрным юмором устроивший экскурсию по Брюгге. Как правило, истории о любви и фильмы о путешествиях – это брак, заключённый на небесах. София Коппола и Вуди Аллен не дадут соврать.
Как же приятно, что в год, когда перемещения по миру всё ещё крайне проблематичны и во многом невозможны, финн Юхо Куосманен уверенно продолжает традицию бунтующего против всех ограничений кинематографа, воспевающего чистоту чувств, свободу передвижения и стремление человека к лучшей жизни. «Купе номер 6» — это всепоглощающая ода романтике путешествий, история любви с невозвратным билетом, скорый поезд повышенного комфорта с обязательной остановкой в вашем сердце.
Как писал Иван Алексеевич Бунин, человека счастливым делают три вещи – любовь, интересная работа и возможность путешествовать. У героини фильма Лоры (Сейди Хаарла) практически полный комплект счастья. Она – финская студентка археологического ВУЗа, проживающая в Москве. Может, пока ещё не работа, но профессия уж точно безумно интересная. Именно страсть к археологии побуждает Лору отправиться в путешествие на поезде до Мурманска, чтобы увидеть знаменитые петроглифы, которым 10 тысяч лет. Вот только с любовью у героини не всё ясно – девушка, с которой у Лоры завязались отношения, видимо, во время учёбы, ехать с ней отказалась, а прочность их чувств, кажется, не настолько высока, чтобы выдержать такие расстояния.
Но, как мы знаем, тот, кто путешествует поездом, одинок не будет никогда. Своё купе тихая Лора вынуждена делить с неотёсанным, грубоватым и дуболомным русским парнем Лёхой (Юра Борисов). Лора стремится изучить прошлое, чтобы лучше понять настоящее. Лёха, кажется, живёт исключительно сегодняшним днём: он – обычный рабочий, который едет на подработки в мурманской шахте. Она – интеллектуалка: читает книги, красиво рисует, документирует воспоминания на ручную камеру, много знает, о ещё большем мечтает. Он – быдло: с борсеткой и в трениках, любит водочку и потом закусить солёным огурчиком, не умеет формулировать свои мысли и разговаривать с людьми. Тем не менее, Лёха и Лора находят общий язык, потому что оба они – одиночки, которым трудно найти место в этом мире.
«Купе номер 6» — кино о преодолении языковых границ, очарование которого раскрывается не сразу. Оно возникает и усиливается по ходу движения: чем больше мы находимся в компании героев и проникаемся развитием их удивительных отношений, тем сильнее работа Куосманена начинает резонировать со зрителем совершенно любой аудитории. Магия фильма в том, насколько искусно и ловко он объединяет людей – финны или русские, люди науки или рабочие по найму, мечтатели или реалисты – в «Купе номер 6» всё это отходит на второй план, уступая искренности в словах и авантюризму в действиях.
Химия главных героев основана на броском контрасте их характеров. Финская скромность, сдержанность и грация, скандинавская тяга к познанию своего прошлого олицетворяется в пронзительной игре финской, можно сказать, начинающей актрисы Сейди Хаарлы. Её необычная внешность и мягкие черты лица врезаются в память так же, как улыбка боксёра Олли Мяки в предыдущем фильме Юхо Куосманена, принёсшешо ему главную награду «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля. Кстати, с «Купе номер 6» финн снова вернулся в Канны, но на этот раз в основной конкурс, где удостоился почётного гран-при жюри.
Юра Борисов же здесь – это живое воплощение русской души, широкой, но местами излишне грубоватой, панибратской и прямолинейной. В его жестах и манере изъясняться запросто узнаётся среднестатистический русский работяга. Однако такая аутентичность и достоверность – не только заслуга привлекательно отталкивающего харизмата Борисова (выбрать его лучшую роль между Лёхой и капитаном Волконоговым теперь главная пытка для поклонников актёра), но ещё и Любови Мульменко, сценаристки «Верности», которая написала русские диалоги для фильма. Фильм изначально – международная копродукция, это плод любви сразу нескольких стран, хоть и снималось всё на территории России, язык оригинального сценария был английским. Мульменко прекрасно адоптировала диалоги под русскую речь, благодаря чему «Купе номер 6» при просмотре ощущается фильмом с огромной русской душой.
С учётом того, что события картины развиваются на суровом русском севере суровой русской зимой, так ещё и в девяностых, «Купе номер 6» удивляет той нежностью, лиричностью и теплотой, что исходит от картины даже в самые снежные и промозглые эпизоды. Безусловно, свою роль сыграл ностальгический эффект плёночного кино: Куосманен решил снимать по старинке, чтобы достовернее передать романтику поездов и одиночества. После такого фильма можно запросто (снова) поверить в любовь и ощутить резкую потребность в движении навстречу своим собственным «петроглифам». Ещё со времён Люмьеров движение поезда символизировало магию синематографа, и Юхо Куосманен, внемля французам, с упоением постукивания гранёного стакана с согревающим как настоящая любовь чаем о позолоченный подстаканник эту магию передаёт в «Купе номер 6».
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia