Fotodom

Михаил Плетнев: «У Рахманинова не было ни одной «Грэмми», а никого гениальнее я не знаю»

ОБ АПЛОДИСМЕНТАХ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- Пусть лучше аплодируют между частями, чем вообще не аплодируют и не приходят. Раньше, в старые добрые времена, на концертах аплодировали после каждой части. Более того, если часть понравилась, требовали ее повторить.

О ПЕРЕРАБОТКЕ СЮИТЫ АЛЕКСЕЯ ШОРА «С МОЕЙ КНИЖНОЙ ПОЛКИ»

- Алексей Шор приобрел музыкальную популярность в последнее время. Начнем с того, что это математик с мировым именем. Любовь к классической музыке, видимо, у него с детства. Все взаимосвязано: людям, которые занимаются высшими материями, музыка близка — это некий символ вселенной. Музыку без расшифровки понимают, пожалуй, все: Чайковского воспринимают и в Японии, и в Америке, и в Германии. Мы откликаемся на эти сочетания тонов, звуков. Почему так — тайна. Если подходить строго к музыке Шора, то у него могут быть погрешности в части гармонии. Но это все искупается его неподдельной искренностью. Он где-то сказал, что пишет музыку для публики. Он мелодист, а в наше время быть мелодистом — это величайшая смелость. Писать какую-то ахинею все умеют, и это считается хорошим. Но никто не хочет этого слушать. Шор — независимый человек, он пишет так, как он хочет, как он слышит. Именно поэтому его музыка пользуется успехом.

ОБ ОТНОШЕНИИ АЛЕКСЕЯ ШОРА К ЕГО ПРАВКАМ

- Я думал, что автор рассердится на меня, что я искромсал его сочинение. А он мне сказал: "Пожалуй, именно так, как это сейчас звучит, я себе и представлял". Для меня это большой комплимент — наверное, я понял суть музыки и выявил ее с точки зрения фактурной, фортепианной. Это нормально, когда профессиональный исполнитель подсказывает какие-то вещи композитору. Так, Мендельсону подсказывал, как писать для скрипки, концертмейстер оркестра Лейпцига, а Иоахим исправлял пассажи, которые писал Брамс в своем гениальном концерте. Ростропович мне рассказывал, что Прокофьев, когда писал Седьмую симфонию, обращался к нему и просил написать отдельные пассажи — удобные для виолончели. "Вариации на тему Рококо" Чайковского были переработаны виолончелистом Фитценхагеном, который сделал огромные изменения: поменял местами вариации, сделал другие каденции и так далее. Но это остается музыкой Чайковского, хотя оригинальную редакцию Чайковского исполняют гораздо реже. В таком сотрудничестве исполнителя и композитора нет ничего зазорного, наоборот, — это плодотворно и хорошо.

О КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДКАХ В ДУБАЕ

- В Дубае понастроили очень много небоскребов, мало внимания уделив качественным залам. Например, в Китае строят великолепные концертные залы во всех деревнях. Фантастически! Вам, прессе, нужно пойти к шейху и спросить, чтобы построили больше качественных залов.

О ГЛАВНОМ ИТОГЕ ЗАПИСЕЙ РНО ЗА 30 ЛЕТ

- Только одно: то, что все эти записи кто-то хочет слушать. Когда интересуются и слушают — это и есть награда для меня. Пусть будет хоть 500 «Грэмми», но если никто это не слушает, то все это пустое. У Рахманинова не было ни одной «Грэмми», а никого гениальнее я не знаю.

(Анастасия Силкина, ТАСС, 27.09.2021)

Последние новости