Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 2008»
2021, Lenta.ru
Оценка: 7,5 из 10.
Краткое содержание выпуска: в 2008 году Дима Билан победил на «Евровидении», а потом случился всемирный экономический кризис, после которого мода на гламур сошла на нет, зато появились хипстеры. Честно говоря, хотелось увидеть в этой серии что-то более глобальное или хотя бы трендообразующее, однако авторы к концу обозреваемого десятилетия, кажется, стали выдыхаться. Возможно, и зрители вместе с ними.
Как бы то ни было, самое интересное, что происходило в российской поп-музыке в 2008 году, в выпуске изложено, пусть и в виде разрозненных сюжетов, не желающих складываться в общую картину. Победа России на «Евровидении» вставлена в середину серии, что представляется очень точным ходом «летописцев»: к этому времени идея выиграть «конкурс для домохозяек» превратилась у нас в стране в навязчивую и чуть ли не в политический вопрос. Поэтому долгожданную победа Билана в компании с фигуристом и скрипачом вызвала в стране не фурор и ликование, а скорее облегчение: гештальт закрыт, теперь к «Евровидению» можно относиться с меньшей серьёзностью. Примерно в том же сдержанно-ироничном духе освещается триумф Билана и в «Истории попсы».
Истории успеха диджея Смэша посвящён отдельный сюжет, в котором музыкант признаётся, сколько он заплатил вокалистке, записывавшей голос для суперхита «Волна». Это была мало кому тогда известная Людмила Соколова, и её гонорар составил такую смешную сумму, что зритель может посчитать главным секретом успеха Смэша умение экономить. Появление злого двойника Басты по прозвищу Ноггано и язвительного рок-рэпа Noize МC - это тоже 2008-й. Здесь же вспоминают яркое начало недолгой сольной карьеры Жанны Фриске и долгой - дуэта «Потап и Настя», сумевшего сделать R'n'B по-настоящему русским народным жанром.
Сюжет про группу «Ранетки», которая сначала была средненьким гёрлз-бэндом, а потом получила бешеную популярность благодаря сериалу «Ранетки», рассказана несколько однобоко: продюсеру слово дано, а девушкам, которые спустя несколько лет обвинили этого продюсера бог знает в чём, - нет. Жаль, могло бы получиться более захватывающе. В главе про группу «Мобильные блондинки» сделан упор на трэш-характер этого проекта, попадание в летопись групп «БиС» и «Стекловата» вызывает вопросы, а в сюжете «Гришковец вспоминает Бачинского» не очень понятно, при чём там Гришковец: лучше бы про погибшего радиоведущего Геннадия Бачинского рассказали поподробнее.
Алексей Мажаев, InterMedia