постер к фильму

Рецензия на фильм «Веном 2»: Клетус в клетке

Оценка: 7 из 10

Блокбастер «Веном 2» вышел в российский прокат 30 сентября 2021 года. Режиссёр: Энди Сёркис. В ролях: Том Харди, Вуди Харрельсон, Мишель Уильямс, Наоми Харрис, Рейд Скотт, Стивен Грэм и другие.

Три года назад «Веном» заработал колоссальную сумму денег в прокате, но при этом по большему счёту разочаровал – критики бесились от чрезмерного дуракаваляния фильма, фанаты остались недовольны детским рейтингом и совершенно несерьёзным подходом к истории одного из классических антигероев Человека-паука. Нашлись единицы, которые углядели в такой интерпретации персонажа комиксов свой определённый комедийный шарм – ну как можно было без улыбки смотреть за тем, как Том Харди купается в аквариуме с лобстером? Сиквел сменил режиссёра: на место Рубена Фляйшера пришёл Энди Сёркис, который, кажется, про комиксы и монстров с раздвоением личности знает по своему опыту намного больше. В итоге второй «Веном» получился очень даже в духе первого, однако воспринимается он уже несколько иначе: как полноценный комедийный бенефис Тома Харди, где дурной вкус и парад лёгкомысленной глупости – главный залог очарования сиквела.

Журналист Эдди Брок (Том Харди) продолжает работать над своими новыми отношениями: симбиот в его теле всё ещё бунтует и требует откусанных голов, однако хозяин всё же сдерживает кровожадного Венома, предлагая ему курочек, с которыми тот в итоге завязывает дружбу. Дела идут своим чередом, пока опасный серийный убийца-психопат Клетус Касади (Вуди Харрельсон) не решает дать своё первое публичное интервью, а разговаривать он хочет только с Эдди. В надежде заполучить эксклюзив журналист едет в тюрьму, где случайно контактирует к Клетусом, из-за чего рождается Карнаж – ещё более кровожадный симбиот, по совместительству сын Венома. Карнаж и Клетус объединяются: первый, ведомый Эдиповым комплексом, хочет убить отца, а второй – воссоединиться с любимой Фрэнсис (Наоми Харрис).

Как только кино отрывается с душещипательной истории любви и насильственного расставания в декорациях «Новых мутантов», чтобы потом перерасти в ремейк «Прирождённых убийц» (Харрельсон в такой же гавайской рубашке!), осознаёшь, что воспринимать «Венома 2» всерьёз не получается даже при сильном желании. С самых первых сцен ты понимаешь, что в данном случае проще отпустить ситуацию и начать наслаждаться происходящим. Тогда все тёрки между Эдди и Веномом, наивно сентиментальные любовные линии фильма, нелепые шутки, грубый компьютерный экшен и мчащийся галопом нарратив приобретают отчётливо постироничный характер, стирая грани между преднамеренно смешным и случайно получившимся таковым.

Но если чуть под другим углом глянуть на фильм, то можно разглядеть достаточно милую романтическую комедию – двойную. Клетус влюблён во Фрэнсис и готов на всё ради их воссоединения, а у Эдди и Венома отношения определённо сложнее, чем просто дружба. Они, безусловно, любят друг друга, и закрыть глаза на очевидный гей-вайб, исходящий от этой парочки, очень трудно. Более того, в фильме есть сцена, где Веном со сцены ночного клуба зачитывает манифест о BLM и правах всех меньшинств, бросая в конце микрофон как Эминем из «Восьмой мили», что как минимум намекает на незаметную при первом взгляде сложность фильма и на уровне посыла и самосознания.

Кино ещё и о любви к самому себе, о нахождении внутреннего баланса и спокойствия. Обретая себя, мы можем постичь вселенную – но это уже относится к сцене после титров. «Веном 2» затрагивает темы раздвоения личности, абьюзных и токсичных отношений, а также это фильм о витальной нехватке и поиске отцовской любви – примечательно, что Сёркис акцентирует наше внимание на тяжёлых отношения с отцом как у Эдди, так и у Клетуса – и эта их детская психологическая травма олицетворяется противостоянием сына, Карнажа, и отца, Венома. Или нет. Или их вражда – это аллюзия на извечный конфликт «красной угрозы» (то есть России) и могучей капиталистической державы (то есть США) в лице Венома. Это может быть что угодно, кино буквально открыло для любой трактовки. Признак величия.

«Веном 2» — лучший фильм на тему созависимости со времён «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона. Кино удивительной амбивалентности: с одной стороны, катастрофически плохой супергеройский блокбастер по меркам продукции Кевина Файги, но с другой, удивительный в своём роде и гениальный по форме шедевр постиронии в нелепой обложке необязательного сиквела. На чьей вы стороне?

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости