Рецензия: документальный фильм Сергея Дебижева «Рок за гранью»
2021, Kion
Оценка: 8 из 10.
Фильм «Рок за гранью» Сергея Дебижева посвящен главным героям русского рока 80–90 годов XX века - Виктору Цою, Борису Гребенщикову и Сергею Курёхину. Прочитав эту ёмкую аннотацию, начинаешь мысленно представлять себе в качестве года выпуска ленты 1988-й, максимум 1989-й. «Рок за гранью» - очень характерное название для перестроечных фильмов о том, что рок-музыка это очень круто, хотя и страшновато. К тому же первые минуты картины переносят ностальгирующих туда, в чёрно-бело-серый Ленинград 80-х, выглядящий у Дебижева невероятно атмосферно. Вместе с тем закрадывается вопрос: Цой, БГ и Курёхин - что же про них можно сказать нового, неизвестного?
По ходу просмотра постепенно выясняется, что Сергей Дебижев и не пытался рассказать что-то новое или напомнить биографии рок-героев. Свою сверхзадачу он раскрывает уже в финале ленты, и зрителю остаётся только определить, удалось ли режиссёру справиться с замыслом.
- Я считаю русский рок одним из удивительных феноменов в нашей культуре, - говорит Сергей Дебижев. - Три главных героя определили его вершины; это Борис Гребенщиков, который призывал смотреть вверх и там в хрустальных пространствах искать смыслы бытия, это Виктор Цой, который, как подлинный герой, призывал смотреть вперед и идти напролом, не зная компромиссов, и Сергей Курехин, который призывал смотреть вовнутрь и там в глубинах собственной души черпать вдохновение и силу. Именно они расшатали сознание нескольких поколений молодых людей и превратили его из плоского в многомерное. Именно о них наш фильм.
На мой взгляд, тему расшатывания плоского сознания «Рок за гранью» раскрывает вполне качественно. В качестве экспертов выступают всего четыре человека - Сергей «Африка» Бугаев, художник и писатель Виктор Тихомиров, продюсер Марина Алби и сам Дебижев. Поначалу может быть непонятно, почему именно они, но подробные интервью и филигранный монтаж постепенно доказывают, что все персонажи находятся на своём месте. Вкупе с обильной документальной хроникой - как музыкальной, так и просто городской - и фрагментами любимых песен тройной портрет обретает объём, масштаб и многомерность. БГ, Цой и Курёхин - совершенно разные, что очень веско иллюстрируется фрагментами из их интервью: там, где Цой отвечает одним словом, Курёхин может нести пургу часами. Дебижев не стал оригинальничать и вспомнил главное медиа-достижение Курёхина («Ленин-гриб»), а вместо банальной фразы про неустаревающую музыку Цоя просто показал фрагмент недавнего концерта «Симфоническое кино». Что касается нового и неизвестного, то зрителям демонстрируется редкий отрывок из интервью с БГ в «американском «Вечернем Урганте», где Борис Борисович после выхода англоязычного альбома во всеуслышанье обозвал западную музыку «скучной». Из всех этих деталей складывается масштабный пазл, глядя на который, уже никому не придёт в голову назвать банальным выбор героев для фильма.
Алексей Мажаев, InterMedia