Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 2009»
2021, Lenta.ru
Оценка: 9 из 10.
Начну в стиле повествования сериала: в 2009 году Алексею 36 лет, он решительно не понимает восторгов юных коллег по поводу музыки группы Narkotiki и подумывает уйти из критиков «на тренерскую работу». Narkotiki стали одними из героев финального выпуска «Истории русской попсы» и, кстати, вполне подтвердили мою тогдашнюю правоту. Обласканность парой модных журналов в судьбе музыкантов не сыграла позитивной роли - массовой популярности Narkotiki так и не снискали, да и зачем было её искать, если условная «Афиша» то и дело сообщала, что у них и так всё идеально. Зато теперь можно рассказывать, что проект опередил своё время.
Вообще заключительная серия «Истории» получилась очень бодрой («бодрячком, пацанчики», как прокомментировал бы другой герой выпуска Сява): 2009-й подарил миру новых героев, пришедших прямиком из интернета и раскрутившихся без участия традиционных продюсеров и лейблов. В этом видится определённый мостик в следующее музыкальное десятилетие, когда сеть стала основным поставщиком талантов. Ещё одной тенденцией стало проникновение в хит-парады «гопнической культуры». Благодаря ей был избран и имидж ведущего Олега Кармунина на эту серию: с бланшем под глазом, в кепке и олимпийке Adidas, он выглядит очень органично в обшарпанных подъездах и «убитых» квартирах. Кстати, спорный момент с перевоплощениями ведущего в финальном выпуске разрешается однозначно: на все серии удачных образов не хватило, но когда удавалось «поймать» точное перевоплощение - это всегда шло проекту на пользу.
Судьбы выходцев из интернета в звёзды сложились по-разному: сумасшедший гений Николай Воронов так и не смог заработать и повторить успех «Белой стрекозы любви», Валентин Стрыкало стал живым классиком (как минимум одна его песня - «Наша лето» - точно переживёт своего создателя), а Пётр Налич, не переплюнувший успеха дебютного прикола «Гитар», всё-таки нашёл свою оригинальную нишу. Что касается гопников и сочувствующих, то Сява и «АК-47» не сумели перерасти имидж простых пацанов с района, а «Крёстная семья» вообще ушла из музыки.
Пока молодёжь ржала над музыкальными мемами, у взрослой аудитории тоже появились новые кумиры. Героям неошансона Елене Ваенге, Стасу Михайлову и Денису Майданову в выпуске посвящён очень толковый сюжет об упорстве, с которым эти люди пробивались из неизвестности к сердцам слушателей. Впрочем, роль случайности в шоу-бизнесе по-прежнему оставалась довольно весомой: если бы Анна Плетнёва не врезалась на своей машине в зад автомобиля Алексея Романофа, группа «Винтаж» могла бы не появиться на свет и «Еву» и дюжину других хитов мы бы никогда не услышали.
Будет ли продолжение «Истории русской поп-музыки», посвящённое десятым годам нового века? Пока об этом авторы не объявляли. Предположу, что классифицировать музыкальные явления и тренды 2010-х трудно, ибо уже и в нулевые наблюдалась тенденция к стилистической раздробленности. Всё больше артистов перестали выходить за рамки своих сегментов, поклонники одного жанра понятия не имеют о том, что происходит в других, а музыкальные пристрастия не объединяют, а скорее разъединяют людей. Мне кажется, выбрать героев 2010-х, про которых зрители не станут то и дело спрашивать «а это вообще кто?», будет непросто.
Алексей Мажаев, InterMedia