постер к фильму

Рецензия на фильм «Не время умирать»: Прощайте, мистер Бонд

Оценка: 8 из 10

Приключенческий боевик про Джеймса Бонда «Не время умирать» выходит в российский прокат 7 октября 2021 года. Режиссёр: Кэри Фукунага. В ролях: Дэниэл Крэйг, Рами Малек, Леа Сейду, Лашана Линч, Бен Уишоу, Наоми Харрис, Билли Магнуссен, Ана де Армас, Кристоф Вальц, Рэйф Файнс и другие.

Как долго прощание не оттягивай, в конце, когда этот момент всё же наступит, всегда будет грустно. Выход 25-го фильма про Джеймса Бонда задержался чуть ли не на два года, что в свою очередь добавило лишнего драматизма в ожидании финального выхода Дэниэла Крэйга в образе агента с двумя нулями. Крэйг запомнится как лучший Бонд – пусть знатоки франшизы сразу подметят, что истоки жёсткого и приземлённого крэйговского Бонда восходят к эпохе Далтона, однако именно вместе с Дэниэлом персонаж задышал совершенно по-новому. Но всему хорошему однажды приходит конец. Вопрос только – получится ли на этот раз достойный исход или повторится ситуация с Броснаном?

Страху перед просмотром нагоняли ещё и семантически одинаковые названия – «Не время умирать» и «Умри, но не сейчас», очень странным образом пытаясь обыграть главную интригу – хватит ли династии Брокколи смелости убить своего главного героя? Но «бондиана» всегда была не про смерть, а про преемственность: эдакой метафорой нерушимой британской монархии, символизирующей хоть какую-то стабильность во времена одноразовых голливудских франшиз. Фильмы про Бонда – это семейное дело (как уверяет Барбара Брокколи, оно таким и останется даже после продажи MGM «Амазону»). Поэтому неудивительно, что «Не время умирать» прощается с шестым Джеймсом Бондом не только по-королевски помпезно, но ещё и по-семейному – со всей нежностью и любовью, признавая, что последние пять фильмов для всех причастных явно не прошли даром.

Хоть «Не время умирать» и было готово ещё к концу 2019-го, сюжет фильма кажется пугающе актуальным для сегодняшнего дня. Некие учёные в лаборатории изобретают могущественный вирус, от которого не защищён ни один человек на планете. Среди этих учёных – безумный русский с нелепым именем Вальдо Обручёв (да-да, кое-что в «бондиане» не меняется никогда), и именно на него открывают охоту международные спецслужбы. Бонд, тем временем, наслаждается отставкой на курорте в компании возлюбленной Мадлен (Леа Сейду). Они купаются в море, целуются на шёлковых простынях, разъезжают по живописной местности и вроде как договариваются навсегда забыть своё прошлое, чтобы открыть дорогу их совместному будущему. Однако прошлое вероломно врывается к ним обоим – к Бонду в лице заклятого врага Блофельда (Кристоф Вальц), знакомого ещё по «Спектру», а к Мадлен – вместе с незнакомцем в пугающей японской маске, за которой скрывается холоднокровный злодей по имени (не смейтесь) Люцифер Сафин (Рами Малек).

Золотое правило «бондианы» Крэйга сработало снова: только нечётные части серии получаются действительно на славу. «Казино Рояль» красиво и стильно перевернул франшизу с ног на голову, жирной линией перечеркнув всё, что было «до». Дальше последовал катастрофический «Квант милосердия» — фильм не только без внятного сценария, но ещё технически ужасный (из-за мельтешащего монтажа невозможно было смотреть на экран). Затем вышел впечатляющий «Скайфолл», понявший, что косить под Борна было не лучшей идеей, отчего перед нами предстал по-настоящему олдскульный приключенческий фильм, с пиететом относящийся к своему наследию и не боящейся эффектно сжигать мосты. Но даже несмотря на то, что после «Скайфолла» режиссёр Сэм Мендес, сменив легендарного оператора Роджера Дикинса на талантливого Хойте Ван Хойтема, решил продолжить снимать «бондиану», «Спектр», хоть и безумно красивый, вышел изрядно затянутым и пустоватым.

Главная ошибка «Спектра» была в том, что его решили сделать по подобию киновселенной «Марвел», то есть превратить всю крэйговскую «бондиану» в одну взаимосвязанную историю с общим злодеем – собственно, Блофельдом. Затея провалилась, но проигнорировать весь этот сценарный нарост создателям следующей части было невозможно, поэтому пришедший на смену Мендесу постановщик первого сезона «Настоящего детектива» и сериала с Джоной Хиллом и Эммой Стоун, о котором все забыли, Кэри Фукунага вынужден был плясать от того, что имели. Вышло даже лучше, чем можно было себе представить.

С одной стороны, 25-й фильм про Бонда (26-й, если считать ту неофициальную часть, где Коннери убивает злодеев мочой) следует всем основным канонам серии: действия развиваются сразу в нескольких живописных уголках планеты, нашего героя снова окружают красивые дамы и не менее красивые автомобили, а на кону – всё человечество. Но с другой стороны, вместе со свежим взглядом Фукунаги и ироничным мировоззрением Фиби Уоллер-Бридж, которая в самый последний момент вписалась в комнату сценаристов, новая глава заиграла другими красками.

Во-первых, эта часть заметно прокачала чувство юмора (спасибо, Фиби?), причём он проявляется не с надоевшими ещё в эпоху Броснана мачистскими уан-лайнерами, а с непредвиденной разрядкой напряжённо-пафосных сцен. Во-вторых, тон приключений приобрёл какой-то поистине романтический привкус времён первых фильмов с Коннери, Лэзэнби и даже чуть-чуть Мура. В такой среде Крэйг раскрывается с неожиданных сторон – особенно в отношениях с героиней Сейду. В-третьих, «Не время умирать» — пожалуй, первый фильм «бондианы» с более чем одной яркой, самобытной и запоминающейся женской ролью (тут уж точно – спасибо, Фиби!).

Лашана Линч, которую некоторые безосновательно критиковали ещё до выхода фильма в прокат, в итоге является уж точно одним из наиболее интересных персонажей картины. Она играет агента 007 Номи (раз Бонд больше не на службе, кому-то нужно занять его позывной номер – с этим также вводится любопытная мысль, что два нуля – это всего лишь цифры, и не надо за них держаться как за святыню), стильную и уверенную в себе девушку, заслуживающего своего отдельного остросюжетного приключения. А вот заскочившая минут на 15 экранного времени обвораживающая Ана де Армас и вовсе умудрилась украсть если не фильм целиком, то уж точно всю его первую половину. Де Армас предстаёт в образе очаровательно неуклюжей Паломы – девушки, которая только пришла в весь этот мир тайных организаций и шпионских разборок, но уже показывает себя как способный и виртуозный агент. Если и был за всю историю «бондианы» хоть один персонаж, кто так яро заслуживал свой полнометражный спин-офф, то это только Палома.

«Не время умирать» — трогательное и масштабное прощание с лучшим Джеймсом Бондом за всю шестидесятилетнюю историю персонажа. Бенефис Дэниэла Крэйга, который в последний раз выложился на максимум – и в физическом и в эмоциональном плане. Перед нами пусть и не безгрешный блокбастер (снова провальный финальный акт, никакущий злодей в лице Малека, некоторые фантастические условности жанра), но всё же Кэри Фукунага снял большое, красивое, значимое кино – и не только по меркам «бондианы».

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости