Рецензия на фильм «Бондарчук. Battle»: Рамок на земле ему не хватало
Оценка: 7 из 10
Документальный фильм «Бондарчук.Battle» вышел в прокат 30 сентября 2021 года. Режиссер: Илья Белов. В ролях: Фёдор Бондарчук, Анастасия Вертинская, Никита Михалков.
В 1956 году в мировой прокат вышла американская экранизация «Войны и мира» режиссера Кинга Видора. Три года спустя картина дошла0020до СССР, где имела грандиозный успех. Фильм только в нашей стране посмотрели 30 миллионов человек. Народ млел от Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой, а Никита Хрущев буйствовал из-за того, что подобный проект до сих пор не осуществлен у нас.
Недовольство советских властей имело под собой реальную почву. Ведь, как заметила в фильме «Бондарчук. Battle» Анастасия Вертинская, у американцев была любовь и красивые балы, но не было войны. За «войной» же кинематографисты обычно едут в Россию — так же, как, например, в Швейцарию за шоколадом. И в 1962 году к 150-летию Бородинской битвы Сергей Бондарчук взялся за войну и мир.
«Масштаб» - вот главное, что мы должны усвоить о Сергее Бондарчуке после просмотра фильма. Режиссер Илья Белов достигает этого с первых кадров ленты, всего лишь цитируя главное детище своего героя. Смешиваются в кучу кони, люди, кругом дым и сиротливо торчащие остовы обгоревших деревьев. Видимо, это должно символизировать противоречивость внутреннего мира Сергея Бондарчука.
Однако и игрой на контрастах создатели документальной ленты не злоупотребляют. Вхождение в материал для зрителя оказывается максимально мягким и даже расслабленным: итальянские кинопавильоны, фильм Роберто Росселини «Это была ночь», Сергей Бондарчук, сыгравший там бежавшего русского пленного. Иностранные эксперты деловито разбирают метод режиссера по косточкам. «Это был интроверт с богатейшим внутренним содержанием», - оправдывает Андрей Кончаловский эту неторопливость.
Свидетельства участников съемок «Войны и мира» тоже нередко весьма созерцательны. Сыгравшая Наташу Ростову Людмила Савельева утонченно тянет: «Ведь я же из XIX века». Следом демонстрируются уникальные кадры, где Бондарчук репетирует с актрисой несколько сцен — без малейшего давления и диктата. В другом фрагменте Сергей Бондарчук рассуждает о том, что для актеров важны три качества: обаяние, заразительность и темперамент. Кажется, такими категориями почти никто уже не мыслит, может быть, в этом и проблема?
Не надо забывать, что Бондарчук и сам был актером. На этот счет в фильме сценарист Пьер Леон высказывает парадоксальное мнение, что актером он был намеренно плохим. Анастасия Вертинская тут же уточняет: это не Сергей Бондарчук не подходил для ролей, а они для него, поэтому своими оригинальными трактовками он неизменно поднимал их до чего-то большего.
Этой же особенностью и объясняется то противоречивое впечатление, которое производит «Бондарчук. Battle». В кадре остро не хватает самого главного героя — даже когда он там присутствует в архивной хронике. С этой «неувязкой» Илья Белов принципиально ничего не желает делать. Напротив, он всячески подчеркивает отсутствие Сергея Бондарчука, помещая экспертов то на монитор раскрытого на столе ноутбука, то посреди неуютных павильонов, то вообще загоняя за кадр.
Характеристики спикеров тоже оказываются импрессионистичными и приблизительными. Наиболее точным оказывается Федор Бондарчук, сказавший об отце, что «рамок на земле ему не хватало». А как еще охарактеризовать человека, который соперничество со Стэнли Кубриком превратил в космическую гонку, предпочитая «снимать людей, как животных и животных, как людей»?
Денис Ступников,InterMedia