обложка альбома

Рецензия: «Торнадо» - «ЛЭВК»

2021, Cezis

Оценка: 6,5 из 10.

«Торнадо» - самый новый из многочисленных сайд-проектов Найка Борзова. Вводные выглядят довольно интригующе: с Найком в «Торнадо» играют два музыканта «Рады и терновника» Владимир Анчевский и Николай Котовский, при этом совместно они производят отнюдь не дарк-фолк, а нечто от него бесконечно далёкое - новые версии произведений Александра Лаэртского. Предыдущее предложение могло бы содержать массу скобок с восклицательными и вопросительными знаками внутри, но рецензент сдержался и решил повременить с эмоциональной пунктуацией.

Нужно сказать, что творческое наследие Лаэртского, очень почитаемое немногочисленными ценителями, крайне плохо поддаётся популяризации. Это, само собой, классика и культовый контент, да и абсурдные тексты с обсценной лексикой не слишком утратили актуальность, однако в нынешнюю эпоху подобные эксперименты не очень-то вписываются. «Молодая комсомолка» и «Разупыханный молодчик», кажется, навсегда остались где-то там, на стыке 80-х и 90-х, а для поколения, воспитанного на Моргенштерне, даже мат у Лаэртского покажется слишком вычурным и сложным. Да и вообще заявленная в текстах Лаэртского степень свободы, эпатажа и отсутствие пиетета перед символами нынешним слушателям будет непонятна.

Вероятно, поэтому никто до сих пор не пытался сделать альбом кавер-версий Александра Лаэртского (малозначительные трибьюты не в счёт), и работа Борзова и Ко оказалась совершенно неожиданной. Впрочем, цель появления «Торнадо» с переосмысленными песнями Лаэртского до сих пор нигде публично не задекларирована Найком - но во всяком случае это не популяризация творчества забытого гения (Лаэртскому сейчас всего 57, но последние десять лет он не выступает из-за последствий инсульта). «Торнадо» проигнорировала все главные «хиты» первоисточника вроде «Дети хоронят коня», «Шёл Гагарин по тропинке» или «Я работаю в аптеке», взяв тексты не самых популярных песен. В мини-альбом вошли пять композиций, из которых наиболее известны «Вьетнамец» и «Дети» (не те, которые с конём, а те, на которых напали злые «бендеровцы»). Сам Борзов объяснил в интервью, что он выбирал те произведения, в которых больше «некроромантики», что бы это ни значило.

От мелодий Лаэртского - примитивных, но позитивных - в новых версиях остались лишь рожки да ножки, хотя в подходе к записи проявилась определённая преемственность. Александр при фиксации своих песен вынужденно пользовался минимальными средствами, и это оказалось настолько органичным, что не воспринимается в других аранжировках. «Торнадо» же практиковали импровизации с сырым и грязным саундом, но с учётом нынешних технических возможностей их версии всё равно звучит раз в сто насыщеннее, чем у Лаэртского.

Основное же отличие от оригиналов заключается в вокале: специфический голос Найка Борзова ни с чем не спутаешь, и стоит ему запеть, этого хватает, чтобы любые песни в его исполнении воспринимались как авторские. Соответственно, ни другое название, ни чужие тексты не позволили «Торнадо» выйти за рамки статуса «ещё один проект Борзова, интересный в основном его поклонникам».

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости