Алиса Вокс: «Я матерюсь, и это нормально»
О ТОМ, КАК ПОПАЛА В ГРУППУ «ЛЕНИНГРАД»
— Для меня попадание в «Ленинград» на самом деле было таким интересным скачком в сторону. На тот момент я занималась электронной музыкой и пела исключительно по-английски. Это был довольно успешный проект, с которым я гастролировала. Записывала треки, их играли на радио. Но это такой дэнс-хаус, диджейская клубная музыка совсем другого формата. На тот момент я поняла, что достигла определенного потолка в своей сфере. И дальше мне нужно было либо выпускать альбом, который я продам за условные 200 долларов Sony или Warner, или еще кому-нибудь, чтобы он играл в Панаме, в лифте. Либо же менять полностью направление, что я и сделала.
Когда меня позвали на кастинг «Ленинграда», я подумала, что: «Вау! Это же совсем не то, что мне подходит». Меня никогда не выбирали ни на каких отборах, а отправляли домой после первого же прослушивания. Но тут звезды сошлись, что для меня было очень удивительно. Я шла туда как временная вокалистка – должна была заменить на несколько месяцев прежнюю Юлию Коган. Она временно ушла в декрет, и ребятам буквально на четыре месяца нужно было перекрутиться, чтобы не потерять зимние запланированные концерты. И я с удовольствием включилась в эту историю. До этого момента я никогда не пела русскоязычную музыку. И конечно, я чувствовала себя, как на другой планете. Но, как показала практика, я справилась. И к концу декретного отпуска Юлии ко мне уже все прикипели и отпускать меня никто не собирался. Так я и оказалась в группе «Ленинград» на постоянной основе.
О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ
— Я не ханжа. Как говорил Пушкин: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Я культурная образованная личность, при этом не забывающая и о житейских вещах. Я матерюсь, и это нормально. А кто из нас не выражается крепко? Наверное, только единицы. Матерятся мамы, грузчики, учителя, дети…
И что самое интересное, самым большим рассадником мата являются художественные, балетные и музыкальные школы. И пить, курить и заниматься непотребствами людей тоже учат в этих заведениях. Так что не нужно думать о том, что люди искусства – это такие небожители, которые не ходят в туалет, летают по небу и не занимаются ничем, кроме творчества. Да, действительно среди нас встречаются личности с хорошими, ценными душевными качествами, но, честно скажу, это скорее исключение. Однако хочется думать, что я попадаю в это число.
О КЛИПАХ «ЛЕНИНГРАДА» СО СВОИМ УЧАСТИЕМ
— На самом деле в «Ленинграде» было очень мало таких видео. Меня как будто прятали. Я выступала то в очках, то в темных одеждах, то еще в чем-нибудь. И какие-то клипы со мной были записаны в жанре live. А вот в клипе «Плачу и плачу» я исполняю роль одной из плакальщиц. Там можно заметить, что у меня отсутствуют два зуба. Но сейчас один уже вырос. Это такой маленький курьез. Также можно вспомнить клип на песню «Молитвенная». Он мне нравился, потому что там я весила килограмм 48, находилась в своей самой худой форме. К тому же меня утянули корсетом так, что я не могла есть два дня. А все органы буквально расползлись куда-то к ушам. Спустя много лет я смотрю этот клип и думаю: «Боже, почему мне не сказали тогда, что я очень истощенная и выгляжу ужасно, болезненно, несексуально, неаппетитно?» Почему меня просто не заставили есть? На самом деле я не хотела выглядеть так, как я выгляжу там. Несмотря на то что все там кажется красивым и милым, я помню, с какими сложностями это все было сопряжено. У меня возникли проблемы – нервное истощение. И я не хотела бы туда вернуться.
ОБ УСПЕХЕ «ЭКСПОНАТА»
— У меня есть друг – Владимир Леонардович Матецкий — легендарный советский и российский композитор, который возглавлял совет авторов в РАО. И однажды он сказал мне: «Если тебе кто-то скажет: «Вот та или иная песня будет стопроцентным хитом», то он либо мошенник, либо идиот». Никогда невозможно спрогнозировать, как все сложится. 7 сентября я выпустила новый альбом. В основном мы делали ставку на песню «Супермен», а людям не меньше зашла песня «Корпоратив». На самом деле реакция слушателей непредсказуема.
Мало кто знает, что песню «Экспонат» мы исполняли за полгода до появления клипа. И существует и другая версия этой композиции. Например, на репетициях «Новой волны» мы использовали и рэп. Не могу сказать, что песня не заходила, но это было на уровне непопулярных композиций. Слушали, радовались и говорили: «А давайте теперь попоем хиты». И как только вышел клип, это по-настоящему бомбануло. Почему так случилось?
Во-первых, в продвижение видео было вложено очень много денег. Рекламная кампания все-таки играет большую роль. Можно снять совершенно шедевральную вещь, выложить ее в интернет, и никто об этом не узнает. А можно закинуть песню везде и всюду, и она станет хитом. Видимо, тут сошлись звезды.
Вообще, я хочу сказать, что очень мало групп, в истории которых случаются два major хита. Что же это такое? Это такие культовые вещи, с которыми сразу ассоциируют группу.
О КОНФЛИКТЕ С ЮЛИЕЙ КОГАН
— Отношения с Юлей у нас не сложились с самого начала, хотя я всегда хорошо к ней относилась. Еще во времена собственной карьеры до участия в группе я к ней обычно подходила и говорила: «Юлия, вы такая классная. Так круто поете». Но она воспринимала меня достаточно игольчато. И когда Юлия вернулась из декрета, она отнеслась ко мне очень плохо. Так совпало, что в тот период у меня умерла мама, болевшая раком. Я запостила эту информацию в фейсбуке, поскольку, несмотря на наши тяжелые отношения, меня это потрясло, ударило по нервной системе. Все-таки мама – это наше второе солнце. И вот спустя неделю поползли слухи, что мама у меня умерла не в апреле, а в феврале. А я же вытащила эту историю только сейчас, чтобы меня пожалели и не выгоняли из «Ленинграда». Такой чудовищный уровень интриганства, сплетен, слухов здорово подкосил меня. И я с трудом находила в себе силы, чтобы приезжать на репетиции. <…> Когда Юлию уволили, она ожидаемо и закономерно обвинила в этом меня. Хотя клянусь, что в моих интересах было продолжать работать вместе. Потому что я понимала, какая это конская ответственность быть единственной солисткой. Я же понимала, что «Ленинград» — это не навсегда. Изначально это был лишь один из этапов моей судьбы. Я шла в группу на время, и оно просто затянулось. И вот после увольнения Юлии мне почему-то стали звонить жены наших музыкантов со словами: «Я тебя поздравляю». Я спрашивала: «С чем?» А мне отвечали: «А… Ты еще не знаешь? Но скоро узнаешь». И я так испугалась происшедшего, потому что понимала, во что это выльется. То и дело задавала себе вопрос: «Что будет дальше?» В итоге коллектив раскололся на две части. В увольнении Юлии обвинили меня, хотя интриги, сплетни и шушукания по углам – совершенно не моя история. Меня никогда не берут в кружки по таким интересам, дружить против кого-то. Поэтому для меня это было еще то испытание, тогда я очканула серьезно.
ОБ УХОДЕ ИЗ «ЛЕНИНГРАДА»
— Почему я приняла такое решение именно в тот период? Во-первых, я понимала, что дала «Ленинграду» все, что могла. И группа – мне тоже. Ученые выяснили, что максимальная продуктивность человека на одном месте составляет три года. А уже потом начинаются повторы, филонинги и прочие подобные явления. Лично я поняла, что больше не могу петь одни и те же песни. За кулисами звучали одни и те же шутки, изо дня в день я видела одни и те же лица. Наверное, я скажу сейчас чудовищную вещь, но работать в караоке бэк-вокалисткой, подпевая пьяным гостям, было намного интереснее. Потому что, во-первых, ты не знаешь, какая следующая песня прозвучит, ты можешь выбрать композицию на любой вкус и исполнить ее так, как хочешь. Ты просто говоришь: «Подмените меня кем-нибудь. Сегодня я не хочу работать». Ты можешь работать в пяти клубах одновременно, одеваться, как хочешь, вести любую поведенческую концепцию. Ты намного шире, а твой разворот гибче. В «Ленинграде» же ты носишь маску хабалки, которая поет про совокупление и сперму. Меня коробил не столько сам мат (еще раз говорю, что я не ханжа), мне просто не близок подобный образ. К тому же накопилось несколько мелких конфликтов даже не по работе. Просто когда я выхожу к микрофону на сцене или начинаю работать в студии, все свои хотелки, нехотелки и негативные эмоции я оставляю в дальнем ящике. <…>
Алиса Кондратьева – это здравомыслящий культурный человек, а Вокс – развязная хабалка, которая пьет, совокупляется со всеми подряд, матерится и говорит об этом спокойно. И в «Ленинграде» конфликт между двумя этими личностями максимально обострился. Потому что от меня требовали оставаться Алисой Вокс и в жизни: бурного веселья за сценой, участия в попойках. А это все мне не близко, потому что это работа. А говорить о том, . что это семья – это лицемерие. Просто я поняла это раньше всех. И Шнуров как опытный руководитель (а любой начальник является манипулятором, даже я сейчас) осознал, что я сорвалась с крючка. Из-за этого у нас начались столкновения вне сцены. Основные две претензии ко мне заключались в том, что я грустная (а тогда у меня еще и шел бракоразводный процесс) и что я отрываюсь от коллектива. Но я лично считаю, что эти обвинения были не достаточными для того, чтобы звонить и орать на меня по 20 минут, обзывая последними словами. И вот это несоответствие однажды достигло во мне точки кипения, хотя на самом деле я очень спокойный человек. На мне можно ехать, свесив ноги, довольно долго, но в какой-то момент последняя соломинка ломается, я говорю: «До свидания».
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИОСИФОМ ПРИГОЖИНЫМ
— Мы сталкивались на очень статусных мероприятиях. Но познакомились гораздо ближе, когда оказались за одним столом и разговорились на открытии ресторана. Он увидел, что я адекватная личность. Думаю, что с его стороны есть позитивный настрой в мою сторону. И поэтому можно сказать, что мы подружились. Я пригласила его принять участие в моем клипе на песню «Супермен». Иосиф, конечно, круто исполнил свою роль. Придумывая свой клип, я сразу увидела в этой роли Пригожина. Правда, также хотела приклеить ему еще и усы, но потом поняла, что в таком гриме его вообще никто не узнает. Это история о том, что не все то золото, что блестит. И выбирая между качком и рукастым мужичком, все-таки лучше выбрать второе: душу, мозги и золотые руки. Тот же Шнуров – такой яркий и эпатажный, а Пригожин – теплый и домашний. Когда ты взрослеешь и становишься эмоционально зрелой, то начинаешь ценить в людях другие качества. И выбираешь тепло.
(«Телепрограмма», 22.10.21)