Гид по «Новому британскому кино»-2021: 7 главных премьер фестиваля
22-й фестиваль «Нового британского кино» стартует в Москве 26 октября 2021 года. Так получилось, что внезапно объявленный в столице локдаун вынудил «Бритфест» в этом году уйти на небольшие каникулы сразу после торжественного открытия. Кроме того, фестиваль будет проходить в гибридном формате: некоторые из фильмов программы можно будет увидеть онлайн по всей России.
В 2021-м программа «Бритфеста» явно решила отчитаться и за прошлый год: среди громких премьер – «Спенсер» из основного конкурса Венецианского кинофестиваля, хиты Каннского смотра, много жанровых премьер, в том числе с участием любимых британских актёров.
Редакция InterMedia составила гид по программе «Бритфеста» 2021 года и отобрала 7 наиболее значимых и любопытных её премьер.
«Человек в шляпе»
Режиссёры – Джон-Пол Дэвидсон и Стивен Уорбек
В ролях: Киран Хайндс, Стивен Диллейн, Муна Отару, Майвенн, Саша Эл
Очаровательно лёгкая комедия «Человек в шляпе» рассказана на универсальном языке кинематографа – за счёт выразительной мимики и жестов, стремительного калейдоскопа говорящих за себя событий и, если слова всё же становятся необходимы, сладострастной французской речи. Главный герой – безмолвный, но выразительный мужчина в шляпе (Киран Хайндс), который на своём маленьком синем «Фиате» вынужден податься в бега. Кажется, попивая вино во дворе своего домика после заката, он случайно оказался свидетелем чего-то криминального (чего именно – ни он, ни зритель точно понять не может), однако наш герой определённо что-то видел, а один из предположительных бандитов видел, что мужчина в шляпе видел его. В общем, все всё видели – надо бежать.
И вот человек в шляпе едет по живописной Франции, попадает в разные нелепые ситуации как в старом немом кино с Чарли Чаплином, случайно подслушивает пикантные истории счастливых и несчастных француженок, а ещё постоянно сталкивается с загадочной дамой в роковом красном платье. Кино Дэвидсона и Уорбека словно из другого времени – оно по-старомодному милое, немного дурашливое и бесконечно авантюрное, не боящееся выдавливать педаль даже на крутых поворотах. С одной стороны, «Человек в шляпе» может показаться слишком наивным и несерьёзным, как «Мистер Бин на отдыхе», но порой уровень абсурда, ряд созерцательных и бытовых эпизодов из жизни простолюдинов, пытающихся найти ответы на вечные вопросы счастья, любви и религии, уводят кино куда-то на территорию бунюэлевского «Млечного Пути».
По факту же такой фильм попросту очень приятно смотреть: красивые виды французской провинции, воздушный нарратив, романтика извилистых дорог, яркие персонажи и добрый, понятный без слов юмор превращают «Человека в шляпе» в маленькое эскапическое удовольствие, в котором каждый из нас нуждается сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
«Герцог»
Режиссёр – Роджер Мичелл
В ролях: Джим Бродбент, Хелен Миррен, Финн Уайтхед, Мэтью Гуд, Анна Максвелл Мартин
Фильмом открытия 22-го фестиваля «Нового британского кино» стал британский до мозга костей «Герцог» покинувшего нас в прошлом месяце на 66-м году жизни режиссёра Роджера Мишелла, которого вы, скорее всего, знаете по «Ноттинг Хиллу». Последний фильм британского комедиографа и любителя хороших историй любви в прошлом году собрал богатый урожай положительный отзывов на кинофестивале в Торонто, а теперь вряд ли оставит безразличным и российского зрителя. Ещё одно по-старомодному очаровательное кино, но в отличие от «Человека в шляпе», куда более разговорное. Кроме того, Мичелл собрал солидный британский каст – Хелен Миррен, Джим Бродбент, Мэттью Гуд хороши как на подбор.
1961 год. Кэмптон Бантон, 60-летний таксист, крадёт портрет герцога Веллингтона кисти Гойи из Национальной галереи в Лондоне. Он оставляет записку об условиях выкупа, в которых говорится, что он вернёт картину, если правительство обязуется вкладывать больше средств в уход за пожилыми людьми. То, что произошло потом, стало легендой.
«Али и Ава»
Режиссёр – Клио Барнард
В ролях: Адиль Ахтар, Клэр Рашбрук, Эллора Торчия, Шон Томас
«Али и Ава» — это всего лишь четвёртый фильм Клио Барнард, но, тем не менее, каждое новое её творение рассматривается как очередное достояние британского кино. Признание к ней пришло ещё с момента премьеры дебюта – экспериментальной документальной ленты про драматурга Андреа Данбар. Предыдущий фильм Барнард, «Тёмная река», был показан как раз в рамках «Бритфеста» несколько лет назад, однако её «Али и Ава», собравшая отличную критику на Каннском кинофестивале в июле этого года, определенно картина заметно более статусная и обещает стать одной из жемчужин нынешнего «Бритфеста».
Британская драма о любви двух одиноких и разочарованных отношениями людей. Ава переживает тяжелый развод с мужем, который её бил, а Али продолжает жить вместе с женой, хотя их отношения давно себя исчерпали. Эти двое встречаются и получают новый шанс на любовь. Им приходится преодолевать страхи близости, кризис доверия и высокую планку ожиданий, чтобы вновь стать счастливыми.
«Спенсер»
Режиссёр – Пабло Ларраин
В ролях: Кристен Стюарт, Тимоти Сполл, Джек Фартинг, Шон Харрис, Салли Хокинс
Вне всяких сомнений, самая громкая премьера «Бритфеста-2021» это новая картина чилийца Пабло Ларраина «Спенсер» с Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы. Ларраин прославился эмоциональными, нежными картинами, отражающими всепоглощающее чувство тревоги и хрупкости, разъедающее как целые сообщества («Нет», «Клуб»), так и отдельных личностей (Жаклин Кеннеди, Пабло Неруда). «Спенсер», по всей видимости, как раз относится ко второму перечню – нас ждёт лиричная и очень личная история принцессы Дианы, выраженная в постельных тонах и подчёркнутая волшебной операторской работой Клер Матон («Атлантика», «Портрет девушки в огне») вкупе с как всегда невероятным саундтреком Джонни Гринвуда.
Брак принцессы Дианы и принца Чарльза трещит по швам. Уже вовсю ходят слухи о романах на стороне и скором разводе, однако на рождественские праздники в королевском поместье Сандрингем всё чинно и мирно: пир горой и традиционная охота. Леди Ди хорошо усвоила правила игры. Но в этом году всё будет по-другому. История не любит сослагательного наклонения, но «Спенсер» – как раз фантазия о том, что было бы если... Если бы всё пошло иначе в те несколько судьбоносных зимних дней.
«Сувенир. Часть 2»
Режиссёр – Джоанна Хогг
В ролях: Онор Суинтон-Бирн, Тильда Суинтон, Чарли Хитон, Ричард Айоади
Ещё один очевидный хайлайт программы 2021 года – стопроцентный хит Каннского кинофестиваля от Джоанны Хогг: сиквел её автобиографичного «Сувенира». На этот раз кино уходит на территорию мета, потому что главная героиня в исполнении Онор Суинтон-Бирн снимает кино внутри кино, ловко заигрывая с событиями первого фильма, режиссёрской фантазией и фактами из реальной жизни Джоанны Хогг. Мама Онор, несравненная Тильда, всё так же блистает на экране и в сиквеле.
После бурных отношений Джули берётся распутать клубок собственных амурных чувств и начинает снимать свой дипломный фильм, тщательно отделяя факты от фантазий и беллетристики. Узнаем, чем закончилась история кинематографистки, которая с помощью искусства пытается справиться со психологической травмой, связанной с утратой любимого человека.
«Правда обо мне»
Режиссёр – Гарри Вутлифф
В ролях: Рут Уилсон, Том Бёрк, Хейли Сквайрс
Одним из самых горячих эксклюзивов «Бритфеста» становится британская драма с раскалёнными чувствами «Правда обо мне» с недавнего Венецианского кинофестиваля. Рут Уилсон и Том Бёрк накаляют экран, а Гарри Вутлифф (женщина, как бы имя не смущало) страстно ухватывает эти странные, иррациональные отношения на камеру.
Кейт, одинокая женщина чуть за тридцать, от утомительной работы в офисе сбегает в Интернет, рассматривая картинки идиллического отдыха. Легкий флирт с клиентом поначалу кажется обычным невинным эпизодом её рутины. Но когда мужчина появляется вновь с предложением встретиться с Кейт после работы, она оказывается втянутой в странные отношения, которые вытесняют все остальные приоритеты. Начинаются ссоры с подругой, ложь начальству – и всё ради того, чтобы сохранить спонтанный и непредсказуемый союз с мужчиной, о котором она почти ничего не знает, и даже в телефоне он у неё записан просто как «Блондин»...
«Лимб»
Режиссёр – Бен Шаррок
В ролях: Амир Эль-Марси, Викаш Баи, Ола Оребийи, Сидсе Бабетт Кнудсен, Кеннет Коллар
Британская чёрная, но экзистенциальная (!) комедия «Лимб» (или «Забвение») Бена Шаррока – восхитительное поэтичное кино с упоительным визуальным стилем и одним из самых оригинальных сценариев прошлого года, напоминающим дикую смесь Джармуша и МакДоны. Кино попало в отбор Каннского кинофестиваля 2020 года, который так и не состоялся в итоге. Главный герой по имени Омар – беженец из Сирии, который ехал в Англию, чтобы получить политическое убежище, но в итоге оказался на каком-то богом забытом шотландском островке, продуваемом со всех сторон ветром и с единственной телефонной будкой посреди многокилометровой пустоши. И всё, что напоминает ему здесь о далёкой родине, – дедова лютня, которую Омар привёз с собой.
Шотландец Бэн Шаррок успел пожить не только в родном Эдинбурге, но и в сирийском Дамаске. «Лимбо» частично основано на его опыте пребывания в Сирии (ему повезло отучиться там до вспышки гражданской войны), но опыт этот настолько тщательно пропущен через артистическое видение режиссёра, что фильм несравним ни с одним другим, затрагивающим тематику беженцев, произведением.
Напоминаем, что все показы проводятся на языке оригинала с русскими субтитрами. На официальном сайте фестиваля можно ознакомиться с полной программой, расписанием и купить билеты.
Вадим Богданов, InterMedia