постер к фильму

Рецензия на фильм «Вечные»: Любовь спасёт мир

Оценка: 6 из 10

Супергеройский блокбастер «Вечные» выходит в российский прокат 8 ноября 2021 года. Режиссёр: Хлоя Чжао. В ролях: Джемма Чан, Ричард Мэдден, Анджелина Джоли, Сальма Хайек, Кит Харингтон, Кумэйл Нанджиани, Лия МакХью, Брайан Тайри Генри, Барри Кеоган и другие.

Можно сколько угодно щёлкать Кевина Файги по кепке за эксплуатацию одной и той же формулы создания фильмов, его вселенная «Марвел», тем не менее, продолжает методичную и, судя по сборам, успешную экспансию, повышая градус пафоса, количество супергероев и замахиваясь на межгалактический, межпространственный масштаб разворачиваемых на экране событий. После того, как Мстители спасли половину вселенной от Таноса, казалось, что эпичнее сюжет уже вряд получится найти да ещё и всунуть его в кино-формат. Но распланировавший развитие франшизы на десятилетия вперёд господин Файги в свойственной себе манере мягко улыбнулся и объявил начало чётвёртой фазы медийной узурпации – «Марвелу» стало мало одной вселенной, студия установила курс на мультивселенные. На словах – восторг для любого фаната зрелищных и размашистых сюжетов, на деле – кошмарный сон зрителя, вынужденного в очередной раз смотреть то же самое, но в другой упаковке.

«Вечные» упакованы в форму космической оперы, охватывающей многовековую историю развития нашей планеты. Когда-то на заре цивилизации их, кучку специально созданных суперлюдей, отправили на Землю для защиты людей от девиантов – больших компьютерных собак, норовящих вылезти из океанов и морей. С этими собаками Вечные сражались на протяжении всей нашей истории – и в Вавилоне, и в государстве Гуптов, и в Месопотамии. Героям вроде как было запрещено вмешиваться в естественный ход событий на Земле, но они как-то избирательно всё же вмешивались – например, возьмут да спасут ребёнка от падающей на него статуи во время геноцида, хотя, спрашивается, в чём логика этого поступка? Но да ладно, в конце концов Вечные раскололись, каждый из них начал жить своей жизнью обычного человека, опять же странным образом выборочно спасая людей от смерти, при этом игнорируя Мировые войны или, в контексте глобальных событий «Марвела», щелчок Таноса.

В какой-то момент большие компьютерные собаки возвращаются и начинают охотиться на Вечных. Первой об этом узнаёт Серси (Джемма Чан), умеющая превращать камень в воду, камень в песок и всё в таком же духе. Серси давно ассимилировалась среди людей и даже успела влюбиться в сексуального преподавателя с внешностью Кита Харингтона, но непросто завести новые отношения, когда твои предыдущие продлились 5 тысяч лет. Серси встречалась с качком-красавцем с британским акцентом Икарисом (Ричард Мэдден), у которого набор сил примерно как у Супермена – лазер из глаз, неуязвимость, способность летать и сексуальные скулы. Икарис как раз и врывается в жизнь Серси, чтобы предупредить о приближающейся угрозе и предложить организовать торжественный реюнион Вечных на канале HBO.

Самое время поближе познакомиться с нашими героями, вот они – слева направо: брутальный кулинар Гильгамеш (Ма Дон-сок), который способен наделять суперсилой любую из своих конечностей (в фильме задействованы только руки и ноги, хотя «Вечные» — это первый фильм КВМ, в котором секс существует). Гильгамеш определённо испытает чувства к грациозной Фине (Анджелина Джоли) — персонажу, который нужен лишь для того, чтобы по-своему обыграть тему посттравматического синдрома. Фина как дядюшка Бунми – она тоже может помнить свои прошлые жизни, и ноша этих воспоминаний превращает её в машину для убийств, с которой даже Вечным трудно справиться (тема коллективной памяти так и осталась недокрученной).

Ещё есть царица флэшбеков (их в фильме ну уж очень много) и верховный предводитель Вечных – Аяк (Сальма Хайек), которая постоянно вынуждена отчитываться перед огромной красной фигуркой LEGO в космосе – на самом деле это один из могущественных целестиалов (как Курт Расселл в «Стражах галактики», помните?), создавший Вечных. Юная Спрайт (Лия МакХью) хоть и выглядит как ребёнок, но тоже супергероиня: она может становиться невидимой, но не может повзрослеть и наконец влюбиться (отчего страдает сильнее всего). У Фастоса (Брайн Тайри Генри), кроме того, что он первый открытый персонаж-гей во вселенной «Марвел», есть способность создавать технологии, молчаливая Маккари (Лорен Ридлофф) бегает со скоростью света, а бунтующий Друиг (Барри Кеоган) умеет подчинять разум людей своей воле. Он, кстати, первый из Вечных, кому надоела политика «смотри, но не трогай», поэтому он быстро психанул и ушёл, чем спровоцировал раскол.

И, конечно, фееричный Кинго (Кумэйл Нанджиани) – звезда болливудского кино, чья мускулатура впечатляет намного сильнее, чем его умение стрелять энергией из пальцев как из пистолета. Кинго – единственный комедийный персонаж в составе Вечных и наименее душный из них всех, вдобавок шарма герою придаёт его верный ассистент-оператор, который отправляется в опасное путешествие вместе с ними как единственный человек среди супергероев и по совместительству режиссёр документального фильма о спасение планеты. К большому сожалению, дальше редких и не всегда удачных комедийных зарисовок сюжетная ветка с кино внутри кино не уходит, как, впрочем, и много других любопытных тем сего блокбастера.

Чтобы ввести 10 новых супергероев (не считая их всевозможных сайд-киков), понадобится как минимум много, очень много хронометража. У «Вечных» он есть: более двух с половиной часов. Но вот беда, даже этого оказывается мало, чтобы сделать более-менее запоминающимися хотя бы пару-тройку персонажей. У режиссёра Хлои Чжао, новоиспечённой обладательницы «Оскара» за драму «Земля кочевников», весь хронометраж расходуется на утомительные экшен-сцены противостояния с огромными компьютерными собаками и на ещё более утомительную мыльную оперу, которой «Вечные» морят зрителя так старательно, что фильм действительно ощущается вечным.

Все там постоянно в кого-то влюблены – тайно либо открыто, кто-то страдает от неразделённой любви, другая не может выбрать между земным и внеземным любовником, третий по делу и без постоянно затирает о целительной силы амура… любовь, любовь, любовь… любовь спасёт мир, как пела Вера Брежнева… любовь, любовь, любовь. Как будто четверо сценаристов (многовато, вам не кажется?) однажды сели и стали думать, мол, так, галочки напротив всех пунктов современной повестки мы поставили, теперь нам нужна какая-то универсальная и понятная всем тема, которая красными нитками свяжет этот громоздкий ком из незапоминающихся персонажей, огромного лора, куцего и совершенно вторичного сюжета о спасении мира в доступное зрительское кино. Ага, любовь! Вгрызёмся в неё насмерть!

В итоге в фильме каждый третий пафосный монолог под звонкий саундтрек Рамина Джавади посвящён… ну, вы и так поняли, чему. Абсолютно все чувства и мотивы проговариваются персонажами вслух и по несколько раз – прямо как в очень плохой индийской мелодраме, внезапно получившей астрономический бюджет. Спрашивается, чем ваши «Вечные» отличаются от болливудского кино? А тем, что в Болливуде тот же фантастический сюжет смотрелся бы в разы веселее и бодрее, а не столь натянуто и невыносимо серьёзно. Единственный персонаж, который не имеет собственного монолога о волшебных чарах любви, это Маккари, но это только потому, что она глухонемая.

«Вечные» наглядно доказывают, что даже самый красивый и благородный мотив может обесцениться до ничего не значащей строчки в сценарии, если использовать его в качестве маскировки сценарных дыр, сюжетных условностей, вторичных идей и невыразительной режиссуры. От Хлои Чжао ожидалось нечто иное – да, кино заметно отличается по тону от всех остальных фильмов КВМ, да, больше съёмок на натуре и меньше на зелёном фоне, да, финальная сцена, где герои Чан и Харингтона прогуливаются в парке на закате – чистая лирика в духе «Земли кочевников». Однако с визуальной точки зрения, «Вечные» — кино удручающе блеклое, тёмное и эстетически безжизненное, к тому же, в глаза постоянно бросается рваный и резкий монтаж.

Вдобавок, смена тона, повышенный уровень инклюзии и неловкая попытка в экологический комментарий лишь способствуют обнажению фундаментальных проблем всей последней продукции «Марвел»: перед нами очередная искусственная драма про людей в спандексе, сражающихся с компьютерными монстрами, уже даже не пытающаяся прикинуться хоть чем-то оригинальным и как-либо выделиться в художественном плане.

Кевин Файги в этом смысле и сам своего рода целестиал: он уже столько лет наблюдает за происходящим во вселенной «Марвел» и старается лишний раз не вмешиваться, ибо пока формула работает, всё идёт своим чередом. Периодически он создаёт новых «Вечных» – берёт известных в узких фестивальных кругах режиссёров авторского кино, даёт им суперсилу (крупный бюджет и возможность поработать со звёздами первой величины) и наблюдает за тем, как талантливый и самобытный автор медленно забывает, зачем он изначально был послан в мир кинематографа, и окончательно избирает путь винтика в большой студийной машине. Будем надеяться, что бесспорно способной и талантливой Хлое Чжао, как и главной героине её первого неудачного опыта в блокбастерах, всё же удастся выйти из-под контроля целестиала, осознав, что, чтобы творить нечто новое и прекрасное, необязательно идти путём саморазрушения.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости