Рецензия на сериал «Чиновница»: Личные проблемы сотрудников Минздрава
Оценка: 5 из 10.
Сериал «Чиновница» выходит на платформе Kion 5 ноября 2021 года. Режиссер: Оксана Карас. В ролях: Виктория Толстоганова, Алексей Агранович, Максим Виторган, Артем Быстров, Яна Гладких и другие.
«Киностудия КИТ» сняла сериал «Чиновница» по заказу «Первого канала», однако его эксклюзивная премьера состоится онлайн – на платформе Kion (бывший МТС ТВ).
В небольшом регионе России процветает коррупция (название региона в сериале присутствует, но роли не играет). Глава финансового департамента местного Минздрава Арина Алферова состоит в любовной связи с коллегой Павлом, а потому подписывает все принесенные им бумаги, практически не глядя. Однако Павел – часть большой преступной системы – на его жену записана сеть городских аптек, а сам он получает взятки от бизнесмена Цалова – руководителя крупнейшего местного фармацевтического предприятия. Необдуманные действия Арины приводят к тому, что все тендеры стабильно выигрывает только Цалов, и на рынок попадают тонны поддельных лекарств.
Официальный синопсис также гласит, что однажды от одного из таких препаратов умирает близкий для Арины человек – и тогда чиновница решает встроиться в коррумпированную цепочку, чтобы добраться до самого верха и потопить всех виноватых. Однако в самом сериале мотивация главной героини не столь прозрачна. «Чиновница» начинается с того, что Арина беременеет от Павла, который не хочет ради нее уходить от жены и вообще иметь к ребенку хоть какое-то отношение. Именно желание получить рычаг влияния на любимого мужчину и либо воссоединиться с ним, либо жестоко отомстить ему, приводят Арину к Цалову.
Акцентировать внимание на этом важно, потому что мелодраматическая линия в сериале заметно перекрывает остальные: здесь все изменяют всем. Этот грешок прослеживается даже среди следователей, вызванных расследовать то же дело, которым занимается Арина. Именно любовные линии служат катализатором всего сюжета.
Первый эпизод весьма занимательно расставляет персонажей, словно фигуры на шахматной доске – кажется, что любое движение любого героя обязательно изменит баланс и всколыхнет все и всех, а потому ходить такими важными фигурами должно быть сложно. Персонажи прописаны подробно, у каждого есть свой характер, и удачный подбор актеров добавляет им красок. Максим Виторган хорошо вписался в роль бесхребетной сволочи и подкаблучника, способного лишь поддакивать главному злодею. Алексей Агранович в кои-то веки не сидит все время с отрешенным лицом – злодей в его исполнении получится весьма харизматичным, убедительным, явно непростым и даже стильным. Что уж говорить про саму Викторию Толстоганову, которой сложные роли даются без видимого труда.
Однако актеры могут быть сколь угодно харизматичны и профессиональны, но они вынуждены вытягивать эмоции из довольно черствого сценария. В течение первых трех серий повторяются одни и те же конфликты. Вот, к примеру, во второй серии подруга Арины Яна обнаруживает поддельные препараты и расследует всю цепочку их происхождения. Вот в третьей серии, проходя те же самые этапы, по ее маршруту проходит уже сама Арина (вплоть до того, что нам снова показывают пробирки и лабораторную центрифугу). В результате возникает ощущение, что сценаристы старались растянуть хронометраж, чтобы идей хватило не на крепкий мини-сериал, а на стандартный, но менее насыщенный сезон.
Что касается социального аспекта сериала, то нельзя не отметить, что пока от коронавируса в России умирает порядка 1195 человек в сутки, как в день написания этой рецензии, тема коррупции и контрафакта в медицине зрителями воспринимается крайне остро и, безусловно, вызывает интерес. Между тем, по первым трем сериям, на которых основывается рецензия, может создаваться опасное впечатление, что органам здравоохранения доверять вообще не стоит.
Судя по синопсису, «Чиновница» Оксаны Карас должна была стать смесью остросоциальной драмы и детектива, на деле же получилась типичная телевизионная мелодрама с легкой примесью остальных жанров. Проект отличается как от всего того, что Kion выпускал по собственному заказу («Секреты семейной жизни», «Клиника счастья», «Коса» и др.), так и от первого результата сотрудничества с «Первым каналом» («Вертинский»), главным образом, меньшей притязательностью аудитории.
Павел Соломатин, InterMedia