Рецензия: «Яуза» - «Музыка и слово»
2021, Navigator Records
Оценка: 7 из 10.
«Яуза» - необычная группа. Её лидер Арсен Ревазов занялся музыкой, когда ему было уже за 50. К этому возрасту он многого добился, став успешным писателем, арт-фотографом, предпринимателем. Тем не менее к старту музыкальной карьеры Арсен отнёсся не как к хобби или капризу, а более чем серьёзно - брал уроки вокала и музыкальной теории. Спустя год после создания группы «Яуза» вышел дебютный альбом «Бабочки и танки» - вполне зрелая и любопытная работа. Ещё через год появились «Музыка и слово» с песнями на стихи Осипа Мандельштама.
Интересный нюанс: несмотря на репутацию человека, у которого получается всё, за что бы он ни брался, Арсен Ревазов пока не начал писать тексты для своих песен. Для «Бабочек и танков» были использованы стихи Михаила Генделева, теперь вот поэзия Мандельштама. Дорастёт ли «Яуза» до выпуска полностью авторского материала?
На мой взгляд, привлечение в «соавторы» больших поэтов, с одной стороны, повышает качество, извините за выражение, творческого продукта, но с другой - оказывает существенное влияние на музыкальную стилистику. Генделев и тем более Мандельштам невольно настаивают на определённой стилистике, сужая для музыкантов возможности пробовать разные жанры. Впрочем, если «Яуза» чувствует себя органично, когда ей диктуют, и хочет записывать именно шансонные романсы с периодическими экскурсами в ретро-кабаре, тогда вопрос снимается.
«Яузе» также не помешало то обстоятельство, что Осип Мандельштам в последнее время невольно стал популярным «поэтом-песенником». Благодаря неутомимому пропагандисту его творчества Роману Либерову композиции на стихи поэта-акмеиста Серебряного века записали многие современные рок- и поп-звёзды, составившие целый трибьют-альбом «Сохрани мою речь навсегда». Версии там были как удачные, так и не очень - при этом стало совершенно очевидно, что поэзия Мандельштама остаётся современной и созвучной нашей эпохе. Так что Арсен Ревазов, берясь за эти стихи, как минимум не рисковал остаться непонятым.
Но «Яуза» всё равно сделала всё по-своему. В варианте Ревазова и его группы стихи Осипа Мандельштама превращаются в слова сдержанных взрослых мужчин, опытных и ироничных, которые встречались с разочарованиями, но сохранили воспоминания о светлых и нежных моментах жизни. Музыкальные решения - соответствующие: неброские босса-новы, романсы, бард-рок, шансон, джаз-кабаре, ничего модного и сиюминутного, всё для зрелых и понимающих меломанов. Правда, два последних номера альбома такую концепцию немного смещают. «Петербург» и «Жил Александр Герцевич» - это песни на стихи Мандельштама и на музыку Аллы Пугачёвой, известные в её исполнении. «Яуза» поменяла в тексте Ленинград на Петербург и добавила в «Герцевича» клезмерский аккомпанемент, а в остальном всё довольно узнаваемо - и наиболее хитово на всей пластинке. Благодаря этому альбому некоторые зрители наконец-то услышат эффектную, но не самую раскрученную песню Пугачёвой про еврейского музыканта.
Алексей Мажаев, InterMedia