Рецензия на фильм «Король Ричард»: Спящим достаются только сны
Оценка: 7 из 10
Спортивная драма «Король Ричард» выходит в российский прокат 18 ноября 2021 года. Режиссёр: Райнальдо Маркус Грин. В ролях: Уилл Смит, Онжаню Эллис, Джон Бернтал, Санийя Сидни, Дэми Синглтон и другие.
Давненько не было хороших спортивных байопиков. Таких, чтобы дух захватывало во время просмотра, адреналин бы зажурчал в крови, чтобы на выходе из зала хотелось срочно узнать, как вообще сейчас дела в этом спорте, кто в нём круче всех и где бы недалеко от дома записаться на урок-другой. «Король Ричард» Райнальдо Маркуса Грина, впрочем, утолит эту жажду далеко не у всех. Перед нами вполне знакомый, старомодный биографический фильм, движущийся по предсказуемой траектории, не раз использованной студиями, дабы рассказать воодушевляющую историю успеха. С другой стороны, это история про теннис (не всё же про футбол с баскетболом-то снимать), причём показанная под непривычным углом – не от лица будущих мировых звёзд (Серены и Винус Уильямс, продюсирующих свою официальную кино-биографию), а от лица их отца Ричарда, человека, у которого всегда был план.
План этот состоял из 78 страниц и был составлен ещё до рождения Винус и Серены. Ричард (выбравшийся из (fresh) принцев в короли Уилл Смит) как-то увидел по телевизору репортаж про одну теннисистку, которая за турнир заработала больше, чем Ричард зарабатывает за весь год. Тогда он понял, что будет неплохой идеей зачать ещё двух детей (вдобавок к трём уже имеющимся) и с пелёнок начать подготавливать их к успешной в будущем теннисной карьере. Так всё и вышло. Тренировки, учёба, воспитание – отец всерьёз взялся за дочерей, но было и ещё одно препятствие, постоянно маячившее перед глазами Уильямсов и талдычащее, что у них ничего не получится: их бэкграунд. Будучи чернокожей семьёй из Комптона, Уильямсы, казалось бы, не должны даже мечтать о теннисе, игре, как правило, для богатых и для белых (но чаще всего для богатых белых). Однако Ричард всегда верил, что его дочурки, несмотря ни на что, добьются успеха и станут мировыми иконами спорта, вдохновляющими чернокожих детей по всему миру. Именно так всё и произошло.
«Король Ричард», как не трудно догадаться из названия, подробно останавливается на отцовской фигуре в жизни и взрослении сестёр Уильямс. Это, по сути, история одного упрямого, но бесконечно любящего отца, который поставил целью своей жизни воспитание собственных детей. Местами он определённо перегибал палку, до самого конца стоял на своём и был неуступчив даже в мелочах, но цель оправдывает средства, когда на кону мировое признание, разве не так?
Уилл Смит уже лет тридцать держится в категории актёров первой величины (он настолько велик, что даже свою автобиографию, вышедшую совсем недавно, назвал простым «Will»). Тем не менее звание мировой суперзвезды ему удалось завоевать, исполняя роли далеко не самых обычных людей. Он был супергероем с амнезией, спасал мир от инопланетного вторжения (несколько раз), примерял боксёрские перчатки Мухаммеда Али (за что получил первую номинацию на «Оскар»), выживал в постапокалиптическом Нью-Йорке, дружил с роботами. Все его попытки сыграть обычного парня, как правило, рушились под тяжестью неубедительных сценариев – «Семь жизней», «В погоне за счастьем» как наиболее показательные примеры. Последний фильм, впрочем, принёс Смиту вторую номинацию на «Оскар». С «Королём Ричардом» он гарантировано получит третью, а если карты сложатся, ещё и впервые статуэтку. К такому решению академиков претензий не будет, Смит не просто заслужил за выслугу лет (за такое награждать вообще-то неэтично), он по-честному наиграл. Его роль – запросто золотой стандарт. Не лучшая за год, но для академиков должна стать выбором по умолчанию.
Чем же подкупает вечно горбящий и в спортивном костюме Смит с уставшими глазами и сединой в бороде? Ричард на первый взгляд кажется тем самым обычным парнем, которого Уилл всё никак не мог нормально изобразить на экране. Наконец получилось? Скорее нет, чем да. Всё потому что Ричарда трудно охарактеризовать именно как «обычного парня». Этот мужчина явно мог свернуть горы, он практически собственноручно создал двух легенд спорта. Ричард Уильямс был персоной планетарного масштаба (он всё ещё жив, ему 79), сублимировавший всю свою энергию и амбиции в Серену и Винус. Смит в этом плане прекрасно нашёл баланс между патетикой грандиозного плана своего персонажа и его скромностью Золушки, которую Ричард на кассете включал своей семье в образовательных целях. Не менее скромной была ещё и площадка для изваяния будущих первых ракеток мира – печально известный Комптон, откуда парадоксально вышло много общепризнанных талантов (но в основном музыкантов – Кендрик, N.W.A., Айс Кьюб и другие).
Скромность Ричарда проявляется ещё и в комедийных моментах фильма. Многие сцены со Смитом обладают комичным эффектом, особенно когда он, никогда не игравший в теннис, даёт советы, как тренировать своих детей, профессиональным тренерам (одного из которых играет забавный усатый Джон Бернтал). Гибкость и подвижность Смита на экране способствуют вполне комфортному просмотру фильма на протяжении всего его достаточно весомого хронометража. Даже когда фокус перемещается на Винус (фанатам Серены вообще этот фильм смотреть будет тяжко, поскольку она там на третьих ролях, но ничего, они-то знают, какую из сестёр много лет спустя прозовут «лучшей теннисисткой всех времён»), Смит продолжает координировать зрительское внимание. Порой он слишком часто пытается разыгрывать расовую карту, но это лишь для того, чтобы подчеркнуть важность для Ричарда репрезентации его народа и равноправия, о котором тот даже не слыхивал в свои юные годы. Дети – наше будущее. В контексте семейства Уильямс, их дети стали будущим всего чернокожего комьюнити.
В конечном счёте, несмотря на неизбежные в спортивных байопиках жанровые клише в первом и последнем сетах, много лишних движений ракеткой, выбивающих мяч в аут, когда игра только-только приобрела захватывающий ритм, кино Грина по-хорошему воодушевляет. Во многом – с отточенной годами подачи Уилла Смита, которому можно уже начинать разгребать полку под награды. Без слёз и эмоций, естественно, не обходится – всё-таки это кино о семье в первую очередь, но и это же добавляет «Королю Ричарду» универсальности в посыле: терпение и труд всё перетрут, а спящим, как говаривал своенравный старик с планом, достаются только сны.
Вадим Богданов, InterMedia