Рецензия на фильм «Утраченные иллюзии»: За ваши статьи и честное враньё
Оценка: 6 из 10
Премьера фильма состоялась на кинофестивале ко дню рождения Художественного, в российский прокат «Утраченные иллюзии» выходят 25 ноября 2021 года. Режиссёр: Ксавье Джанноли. В ролях: Бенжамен Вуазен, Сесиль Де Франс, Венсан Лакост, Ксавье Долан, Жанна Балибар, Жерар Депардье и другие.
«Красота навсегда». Такой слоган-вывеска появляется в самом начале новой картины Ксавье Джанноли «Утраченные иллюзии», очередной и, пожалуй, самой дорогой и красивой экранизации пьесы Оноре де Бальзака. Французская костюмерная драма изобилует шиком, помпезностью, богатством, дамами в вечерних платьях и кавалерами в костюмах – прямо как кинотеатр Художественный, где как раз и состоялась российская премьера участника прошедшего Венецианского кинофестиваля. На экране, впрочем, совсем другая пора – послевоенная Франция (имеются в виду наполеоновские войны) и её обновленное общество, в котором бедные поэты вынуждены идти на всевозможные ухищрения, дабы влиться в заветную светскую тусовку.
Одним из таких поэтов является Люсьен (Бенжамен Буазен), юноша милый на вид и острый на ум. Он пишет стихи, которые даже пользуются популярностью в его родном городке. Однако когда Люсьен переезжает в Париж, до его искренности и сладких рифм никому нет дела. Однажды пытаясь заработать на пропитание, обслуживая клиентов в ресторане, Люсьен знакомится с редактором местной, далеко не самой добропорядочной газеты Этьеном (Венсан Лакост). Это знакомство становится для Люсьена пропуском в мир журналистики, которая на тот момент состояла исключительно из слухов, лести, вранья и оскорблений. Этьен готов был публиковать что угодно, если ему заплатят за это хорошие деньги: разгромная рецензия на книгу – пожалуйста, реклама духов – милости просим, объявление об элитных эскорт услугах – даже со скидкой!
Люсьен поначалу напоминает самого Бальзака – тот тоже начинал с любовных произведений и старался следовать модным течением, пока сам не стал задавать течения собственноручно, отойдя в сторону исторического романтизма. «Утраченные иллюзии» во многом отражают переход в творчестве Бальзака от романа личности к более масштабным, всеохватывающим произведениям об обществе в целом. Кино Джанноли с куда большим упоением смакует сцены, изображающие нравы Франции, даже точнее Парижа, середины 19 века, нежели погружает зрителя в самокопания главного героя. Под всем этим внешним богатством и пышными светскими гуляниями скрывается универсальная история о человеческом эгоизме, самоуверенности и стремлении к власти.
Не в меньшей степени это ещё и кино про журналистику. Джанноли показывает журналистское дело под таким ироничным соусом, что его историзм приобретает вполне очевидные намёки на актуальность по меркам сегодняшнего дня. Вроде прошло почти два века, а мы всё так же с трудом отделаем настоящие новости от фейков и «уток» (кстати, в фильме очень забавно объясняется, откуда пошла такая метафора), всё так же не можем отличить профессиональный текст от любительского, а настоящую рецензию от купленной на заказ. Мастер-класс Этьена о том, что критиковать можно абсолютно всё, основываясь на противоречии внутри каждого произведения, и вовсе достоин преподавания в современных киношколах (или литературных кружках).
В то же время, пусть картина Джанноли и метит в актуальность за счёт журналистской специфики, в художественном плане «Утраченные иллюзии» чувствуются реликтом ушедшей эпохи. Костюмированные драмы о светской жизни уже никого не впечатляют, ибо попробуй отличить одну от другой. Вон, например, на том же Венецианском кинофестивале соседом по конкурсной программе был итальянский исторический байопик «Вот я смеюсь» Марио Мартоне про неаполитанского драматурга и театрального актёра из конца 19 века. Ворвись зритель в зал на середине любого из этих фильмов, он бы вряд ли сходу понял, на который попал. Различия, по сути, только в языке и подборе актёров.
А вот актёрский состав в «Утраченных иллюзиях» определённо радует глаз. Ксавье Джанноли собрал огромное количество французских талантов и уже проверенных временем звёзд на квадратным метр экранного пространства. В главной роли актёр из предыдущего фильма Франсуа Озона «Лето’85», Бенжамен Вуазен с вечно горящими глазами, в его экранных партнёрах – харизматичный Лакост, всеми любимый Ксавье Долан в роли одарённого писателя Натана, мэтр французского кино Жерар Депардье в образе маститого издателя. Среди дам бальзаковского или околобальзаковского возраста Жанна Балибар и Сесиль Де Франс. Настоящее счастье франкофила, а не кино.
При всех визуальных достоинствах картины, высидеть два с половиной часа её хронометража – задачка не из лёгких. В какой-то момент весь это бальзаковский «Волк с Уолл-Стрит» про превращение журналистики в бизнес становится едва выносимым. Однако, как говорится в фильме: если скучать, так только в Париже. Если скучать в кинотеатре, так только разглядывая красоту ушедшей эпохи.
Вадим Богданов, InterMedia