Fotodom

Екатерина Стриженова: «Дети выросли, пока мы работали»

О СПЕКТАКЛЕ «ЖЕНЩИНЫ ЕСЕНИНА» ВО МХАТЕ ИМ. ГОРЬКОГО

— «Женщины Есенина» — смелый и амбициозный проект. Здесь вы не увидите стереотипную березку с балалайкой. Спектакль поставила Галина Полищук — очень известный в театральных кругах режиссер из Латвии, обладатель множества престижных наград. Она загнала нас в такой жесткий рисунок, что спектакль смотрится как кино! Материал пришел ко мне, можно сказать, мистическим образом. Представляете, в интернете в потоке информации случайно всплывает документальная запись матери Есенина. Единственное видео, когда ей уже 80 лет! Я подумала: «Надо же, как мало мы знаем об этой женщине, которая родила гения». А через некоторое время я получаю приглашение в проект на роль матери Есенина! Сказать, что я удивилась, — ничего не сказать! У Татьяны Федоровны была очень непростая судьба. Она женщина с характером… Шла против течения, против системы, как сказали бы сейчас. Замуж за Александра Есенина не хотела, любила другого — ее выдали насильно, перед венчанием удерживали в подвале несколько дней, чтобы не сбежала. Потом не смогла ужиться со свекровью и вернулась жить к родителям, что тогда было нарушением общепринятого правила «да прилепится жена к мужу». Затем оставила сына Сережу с родней и уехала в город. Там у нее случился роман, и она родила на стороне мальчика. Но муж ее очень любил и приехал уговаривать: «Тебя в деревне беременной не видели, оставляй ребенка в приюте и возвращайся, никто не узнает». А Сережа, когда вырос, не смог матери простить, что она предала его отца. Потом через призму родительских отношений он предъявлял счет всем женщинам по жизни. Всех подозревал, ревновал и обижал. При этом они его не просто любили, а обожали, боготворили, восхищались и прощали все!

О ПОДГОТОВКЕ К СПЕКТАКЛЮ

— Три месяца репетирую практически без выходных. Каждый день после эфира программы «Время покажет» еду в театр. Еще немного, еще чуть-чуть, и дойдем до финишной прямой, до премьеры! И вот уже тогда можно будет выспаться.

Этот спектакль я хочу посвятить моей маме. Ее не стало год назад. Думаю, она была бы счастлива и с большим трепетом и интересом посмот­рела бы этот спектакль. Потому что любила Есенина, потому что это МХАТ, куда мы с ней часто ходили. Перед премьерой волнительные дни, но у меня полное ощущение, что мама мне помогает. Я прямо физически это ощущаю.

О СВОЕЙ МАМЕ

— Маме было 36 лет, когда умер наш с Викторией папа. Но она замуж больше не вышла. Говорила: «Лучше мужа нет, а хуже мне не надо». Мама по образованию филолог, преподавала русский язык как иностранный. Она была очень коммуникабельным человеком и ко всем относилась внимательно. Всегда нам напоминала, у кого когда дни рождения, кого нужно поздравить, кому позвонить, кому сейчас тяжело и нужно помочь. Ее жизнь состояла из наших дел, забот, эфиров, премьер, показов и из жизней ее друзей и друзей нашего папы, с которыми она до последнего общалась.

О НАЧАЛЕ АКТЕРСКОЙ КАРЬЕРЫ

- Уж не знаю почему, но все говорили: «Катя — артистка». А когда папа заболел, его друзья отвели меня в народный хореографический ансамбль «Калинка». Как-то надо было младшего ребенка занять. Мама хотела, чтобы у меня в жизни был праздник. Она же все время в больницу ездила, так что на занятия меня водила сестра (она старше меня на шесть лет). После смерти папы мама много работала, а обязанности по дому мы делили между собой. Нам с сестрой праздно шататься было некогда. Мама говорила: «Если ты долго занималась и устала, то отдохни — помой пол». По Макаренко, отдых — это смена деятельности. Больше всего я ненавидела относить в прачечную белье. Дело не в том, что оно тяжелое, просто там работала очень строгая женщина, которая ужасно ругалась, если метки попадались застиранные. Заставляла возвращаться и менять на новые.

О ВНУКЕ

- Я не могу сказать, что люблю его больше, чем своих дочерей. Нет. Но он наш ребенок. И я вам хочу сказать, что мальчик — это совсем не девочка. Это вообще другой кордебалет! С девочками намного проще. Попробуй заставь Петю сделать не так, как он считает нужным. Единственный авторитет — это дед. Ой нет, есть еще один человек — любимая воспитательница в детском саду, Мария Васильевна, которую он слушает. Так что Петя прекрасно себя ведет в садике, а потом приходит домой и строит всех нас.

Когда дочь и зять работают, дедушка отвозит Петра на занятия, а я укладываю спать со всеми отсюда вытекающими. Сказку почитай, песенку спой, потом еще расскажи вот эту сказочку про зайку Севу и ежика Сережу, про барсука Борю. И так можем целый час укладываться, гладить спинку и массаж пяточек делать! Но это нормально, родители должны помогать своим детям. Когда родилась Настя, мы с мужем были еще совсем молодыми: 20 лет, студенты. Нам очень помогали родители. Если бы не они, мы не смогли бы доучиться, а потом сниматься в кино и ездить на гастроли.

О КРИТИКЕ

- Есть люди, чье мнение мне важно чрезвычайно. Их профессиональная оценка, совет или критика. Здесь я прислушиваюсь, делаю выводы, исправляю ошибки. Но есть люди, которые в своей жизни ничего значимого не сделали и при этом считают своим долгом зайти на твою страницу и поучить тебя жизни! Причем безапелляционно, не стесняясь в выражениях. У некоторых это, видимо, стало целью жизни или привычкой — ни дня без гадости и грязи. Может, им делать совсем нечего и остается только жить чужой жизнью? А еще я заметила, что чем радостней пост, тем больше критики. Людей, видимо, раздражает, если кому-то хорошо. Вот когда тебя будут хоронить, тут о тебе пожалеют. А пока ты жива, да еще и работаешь, да еще и выглядишь нормально, значит, точно пьешь кровь младенцев и сделала 150 пластических операций. И все такие эксперты и знатоки! Мне просто интересно, когда я могла бы успеть переделать и нос, и рот, и глаза? Может быть, и пора, но вопрос: когда? Для этого же нужен какой-то реабилитационный период, а я все время перед глазами в прямом эфире.

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

- Оказывается, моя младшая дочь в моих советах не нуждается. Я это поняла во время карантина. Решила повоспитывать ее, когда мы были на изоляции. И как-то после моего пламенного монолога Саша заявила: «Мама, я тебя услышала». Представляете? Типа, я осталась при своем мнении, но ты можешь высказаться. Дети выросли, пока мы работали. И теперь привыкли обходиться без нас…

(Наталья Николайчик, «7 дней», 24.11.21)

Последние новости