Рецензия: документальный фильм «Джим Моррисон: Последние дни в Париже»
Оценка: 6 из 10.
Премьера документального фильма «Джим Моррисон: Последние дни в Париже» (Jim Morrison - Last Days In Paris, режиссёр Оливье Монссан) состоялась 10 декабря 2021 года на Первом канале.
К вопросу о силе искусства. В 1991 году Оливер Стоун снял потрясающий фильм «Дорз» (The Doors) с великолепным Вэлом Килмером в роли Джима Моррисона. Художественный байопик лидера группы Doors выглядел настолько убедительно, что надолго отбил у кинематографистов желание делать про Моррисона документалки (отдельные попытки были, но большого следа в культуре не оставили). Прошло 30 лет, а фильм с Килмером всё ещё выглядит эталонной рок-биографией, в которой вымысел авторов уже совершенно неотличим от подлинных фактов.
Тем не менее французы рискнули с новым фильмом про Моррисона - сугубо документальным и не претендующим на обозрение всей его истории. «Последние дни в Париже» фокусируются на финальном, французском этапе жизни Джима, который умер в 1971 году в Париже в возрасте 27 лет и похоронен на кладбище Пер-Лашез. Лента позиционируется как фильм-расследование, что, признаться, выглядит не более чем завлекалочка для зрителей. Расследовать смерть 50-летней давности - это почти то же самое, что возбуждать уголовное дело против участников Бородинского сражения на стороне Наполеона.
Первое фиаско постигло авторов уже в самом начале фильма. Прежде чем приступить к заявленной в названии теме, они решили немного рассказать о группе Doors и, так сказать «допарижском» этапе Джима Моррисона. Получилось, прямо скажем, неубедительно по фактам и скверно по форме: музыки очень мало, а закадровый текст в этот момент напомнил мне книжные биографии иностранных музыкантов, переведённые на русский случайными людьми, не отличающими мастеринг от сведения. Очень странно говорить о популярности Doors фальшивым языком пафосного подстрочника.
Но чу! Во французских документалистах вдруг просыпаются журналисты-расследователи, которые, вспоминая апокрифичный эпизод с демонстрацией Моррисоном своего члена зрителям на концерте, заявляют, что реальных доказательств этому нет. Америка после этого ополчилась на лидера Doors и начала преследовать его за непристойное поведение, что в конечном счёте вынудило Джима переехать в Европу. И какой смысл сейчас в разговоре о том, что «он, может быть, ничего и не показывал»? А если бы его не выжили в Париж, о чём бы вы снимали свой фильм?
Французский период описан более подробно, правда, все спикеры слишком фокусируются на том, что Джим Моррисон в Париже страшно оброс, обрюзг и растолстел. Вместо того чтобы работать над книгой стихов и изучать кино и литературу, Моррисон в основном пьянствовал, хотя здоровье уже не очень позволяло. Рано утром 3 июля 1971 года его тело было найдено в ванне съёмной квартиры дома №17 на улице Ботрейи. Смерть наступила от сердечного приступа, вызванного… А чем же? Вскрытие тела не проводилось, так что теперь можно высказывать сколько угодно альтернативных версий. Авторы документалки сосредоточились на одной из них и дали слово нескольким очевидцам того, как Моррисон передознулся героином (это был «не его» наркотик, Джим предпочитал другие вещества) в туалете клуба Rock-n-Roll Circus, после чего его тело было тайно перевезено в ту самую ванную. Вот и всё «расследование»: голоса очевидцев, придерживающихся другой версии (например, официальной) в фильме просто не звучат. Но спасибо и на том, что обошлось без рассказа о, например, убийстве Моррисона сотрудниками спецслужб - а ведь наверняка нашлись бы и поклонники такой версии.
Как бы то ни было, возникает главный вопрос к авторам фильма: и что? Какая теперь разница? Какая вообще разница, как погиб толстый опустившийся алкаш, коим Моррисон представлен в ленте? Потрясающая музыка Doors в фильме почти не звучит, так что случайный зритель даже не поймёт толком, кого мы все потеряли. Ну а мнение более осведомлённого зрителя вы прочли только что.
Алексей Мажаев, InterMedia