![](http://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/365754.jpg)
Рецензия на фильм «Последний богатырь. Посланник тьмы»: Кикиморы все точно работают на почте
Оценка: 8 из 10
Фэнтэзийная сказка «Последний богатырь. Посланник тьмы» выйдет в российский прокат 23 декабря 2021 года. Режиссер: Дмитрий Дьяченко. В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Филипп Киркоров и др.
Иванушка и Василиса готовятся к свадьбе. Кащей кует им обручальные кольца, спокойно примеряя раскаленные металлические изделия на своих пальцах, а Колобок как обычно дестабилизирует ситуацию, поедая венчальных голубей. Иван в кои-то веки научился отражать периодические налеты сказочной начисти на деревеньку. Но ему уготовано испытание посложнее.
Неугомонная Галина прочитывает над болотом заклинание и вызволяет оттуда непробиваемого черного мутанта. Посланник тьмы похищает Василису и увозит ее в современную Москву. Иван со своими незадачливыми магическими помощниками оперативно устраивает погоню. Однако в российской столице так легко залечь на дно, поэтому для поисков надежно упрятанной колдуньей девушки одними мобильниками да навигаторами уже не обойтись.
Третий «Последний богатырь» аккумулирует в себе все лучшее, что было в первых двух частях. Иванушка все также искрометно шутит, но почти не позволяет себе раздражающей рефлексии, ставящей под сомнение каждое его благое начинание. Вставшая на путь исправления болотная нечисть не вызывает у зрителя своими потугами чувство неловкости благодаря тому, что перенимает узнаваемые привычки у современных нам обывателей.
Наконец, перенесение основного действия в нынешнюю Москву решительно пошло фильму на пользу. Благодаря этому создателям фильма удалось не только радикально разнообразить локации, но и подпустить злободневных шуток про беспорядочную реновацию, жаждущих лучшей доли таксистов-гастарбайтеров и ходящий через пень-колоду городской транспорт. Вне конкуренции оказывается линия с почтовыми кикиморами, которые только и делают, что воруют у граждан их личное время.
Попытка перекинуть мост от современных медийных персон к хроническим сказочным героям роднит «Посланника тьмы» с «Ночным дозором». Речь, конечно же, о Филиппе Киркорове, роль которого, с одной стороны, относится к разряду камео, а, с другой — певец стремительно мутировал в сварливую Жар-Птицу. Из-за этих метаморфоз у зрителей конкретно меняется сознание, что позволяет им на время забыть обо всем.
В то же время, «Последний богатырь» еще никогда не был так близко к раскрытию глубинной сути своего названия. В фильме с этого словосочетания впервые отходит на задний план патетика, связанная с защитой земли Русской, и актуализируются апокалиптические смыслы. Жители современной Москвы оказываются совершенно обессилены сидением в соцсетях, неумением слышать другого и семейными раздраями. Поэтому даже те, кто способен еще делать выбор между добром и злом и противостоять постоянно наступающей внутренней тьме, оказываются подлинными носителями высшей правды. А уж причиненный этими экзистенциальными поисками масштаб разрушений предлагается не вменять сталкеру в вину.
Денис Ступников, InterMedia