Рецензия: Toneva - «Proton»
2021, Toneva
Оценка: 7 из 10.
Ирина Тонева с 2002 года поёт и танцует в группе «Фабрика» - она единственная бессменная участница этого гёрлз-бэнда, сформированного по итогам первого сезона «Фабрики звёзд». Кому-то в этом факте привидится нечто трагически-безысходное, как в анекдоте про мужика, который 20 лет на базаре птицей торговал. А потом перестал, потому что «умерла его птица». Коллеги Тоневой по «Фабрике» после ухода из группы демонстрировали большой спектр возможности сольной карьеры (да и жизни, чего уж там): кто-то занимался построением счастливой семьи и рождением детей, кто-то стал большой величиной в мире йоги и музыки для медитаций, кто-то просто принял ислам и пропал их публичного поля. Столько путей впереди - и оставаться в продюсерском проекте с 19-летним стажем кажется самым скучным выбором из возможных.
Однако вы Ирину-то не жалейте. Она просто долго собирается и не любит заранее распространяться о грандиозных планах. Первая песня для будущего дебютного сольного альбома «Proton», оказывается, была сочинена ещё в 2006 году - тогда-то Тонева и начала готовить свой отдельный от «Фабрики» проект. До релиза сольника оставалось всего 15 лет… Дополнительным катализатором работы над «Протоном» стала в 2017 году свадьба Ирины и украинского хореографа и музыканта Alex Soul, который тоже привнёс в проект свои идеи и привлёк своих друзей. В итоге вышел альбом, который должен сильно удивить тех, кто считал Тоневу застрявшей в «Фабрике» артисткой без амбиций.
Главное свойство этого сольника - он не имеет ничего общего с ретро-эстрадными и квази-народными стилизациями, составляющими основу репертуара группы «Фабрика». Фамилия артистки на обложке написана латиницей, на фото она улыбается в наушниках, отвернувшись от камеры - так что не исключено, что какая-то часть слушателей вообще не узнает в ней ту самую Иру Тоневу. Кстати, ранние сольные песни в трек-листе сгруппированы ближе к концу - и они больше похожи на поп-мейнстрим, чем более поздние номера. Начало же диска отдано во власть инди-попу, местами танцевальному: песни «Шагнуть», «Доверяйся» или «В точку» вряд ли оккупируют хит-парады, зато в них ощущается лёгкость и радость самой исполнительницы. В «Счастью обучиться» аккуратно и к месту использована цитата из Николая Заболоцкого про душу, обязанную трудиться, а «You & I» вообще представляет собой вокализ. Удивив таким образом аудиторию, Ирина Тонева в песнях «Давай» и «Не потерять» доказывает, что и в этой её не заточенном на погоню за хитами стилистике можно записывать красивые шлягеры.
Алексей Мажаев, InterMedia