Рецензия на сериал «Почка»: Наш ответ Чарльзу Диккенсу или Фиби Уоллер-Бридж?
Оценка: 7 из 10
Премьера драматического сериала «Почка» состоится на видеосервисеKion 1 января 2021 года. Шоураннер: Авдотья Смирнова. Режиссёр: Мария Шульгина. В ролях: Любовь Аксёнова, Антон Филипенко, Ирина Розанова, Алексей Розин, Дмитрий Лысенков и другие.
Нет дыма без огня – известная истина не только для любого пожарного, но и для инспектора пожарной службы. Наталья (Любовь Аксёнова) – как раз одна из них, за годы работы её душа очернилась как после пожара, причём дым этот она раздувает лично, вымогая взятки самыми бесстыдными предлогами у опешивших владельцев ресторанов, сервисов и даже у церковных служащих, у которых в храме вместо положенных 18 датчиков дыма всего 17. Наталья – циничная и бессердечная бизнесвумен, красивая и уверенная в себе, с роскошными апартаментами в центре Москвы, где она живёт со своим парнем Антоном (Антон Филипенко), который ей нужен, кажется, лишь в качестве подручного фаллоимитатора, а не второй половинки. Наталья хорошо устроилась, но внезапно как по законам кармического равновесия в мире её жизнь начинает стремительно идти под откос.
Формальная медкомиссия (плановый осмотр, сдача стандартных анализов) делает удручающий прогноз – у девушки вот-вот откажет почка, буквально через три месяца. Нужно срочно что-то делать. Вставать в донорскую очередь – не вариант: она по счёту 305-я, умрёт раньше, чем эта очередь сдвинется с места. Деньгами ничего решить не получится. Остаётся только одна опция – уговорить кого-то из родственников пожертвовать ей почку (по закону в нашей стране жертвовать органы могут кровные родственники, отчего добродетель Антона отпадает). Но вот в чём загвоздка: ни мать, ни два брата с сестрой даже близко не хотят видеть Наталью (многие из них и вовсе считают, что та за свои дела и характер должна гореть в аду). Тут у нашей героини начинается главный квест в её жизни.
Выход «Почки» на Новый год (события в сериале происходят летом) выпал, кажется, неслучайно, ведь в ней прослеживается вольная и очень далёкая интерпретация классической «Рождественской песни» Чарльза Диккенса – чёрствый сухарь учится ценить и любить жизнь. Но шоураннер Авдотья Смирнова, только недавно снявшая для того же «Киона» исторический блокбастер про Вертинского, обходится в своём новом проекте без манипуляций со временем и крупицы сказочности, наоборот бьёт суровой реальностью наотмашь. И вообще по первым четырём эпизодам вырисовывается главная изюминка «Почки»: сериал даже не думает морализировать со зрителем и не спешит «переучивать» свою героиню, отчего градус непредсказуемости может продержаться удивительно для такого сюжета долго – будем надеяться, вплоть до развязки.
«Почка» действительно не похожа на обычные духоподъёмные драмы о принятии себя и своих грехов, выстраивании давно рухнувших мостов и борьбе с внутренними демонами. Сериал придерживается заданному в самом начале запредельному уровню цинизма и в целом пока на этом и держится: но, конечно, это вам не Ларри Дэвид и не шайка из солнечной Филадельфии. Ближайший напрашивающийся аналог – британская «Дрянь», ибо, во-первых, Любовь Аксёнова блистает и так упоительно матерится не хуже Фиби Уоллер-Бридж, а во-вторых, чувствуется, что создатели ведут к примерно похожему эмоциональному катарсису в финале, хотя явно без сюрпризов не обойдётся.
Важный момент, что в продюсерах числится Борис Хлебников, что, как минимум, гарантирует качественный житейский юмор. Все мы помним и нежно любим его «Аритмию», всем мы, уверен, полюбим и его грядущий сериал «Товарищ майор» (пилотный эпизод которого навёл шороха на «Кинотавре», после чего Kion, видимо, решил придержать флагманский релиз до следующего года). Здесь Хлебников только как продюсер, отчего комедийные элементы (а «Почка» заявлена ещё и как комедия) не особо бросаются в глаза. За юмор здесь скорее отвечает саркастический тон сериала, что снова напоминает «Дрянь», два сериала с положительной феминистической энергией и с одинаково отталкивающими, но при этом привлекательно харизматичными главными героинями. Во всём остальном – перед нами, как сюжет об экстренной трансплантации предполагает, всё же драма, которую отделяет от условных слезоточивых «Семи жизней» с Уиллом Смитом адреналиновая инъекция цинизма и яркая, как её красное платье, Любовь Аксёнова.
Вадим Богданов, InterMedia