постер к фильму

Рецензия на фильм «Портрет незнакомца»: Ребята 70-й широты

Оценка: 8 из 10

Лирическая комедия «Портрет незнакомца» выйдет в российский прокат 1 января 2022 года. Режиссер: Сергей Осипьян. В ролях: Кирилл Пирогов, Юрий Буторин, Ксения Кутепова, Полина Кутепова и др.

Москва, середина 70-х. Неудачливого актера Олега (Юрий Буторин) со скандалом изгоняет из дома жена (Полина Кутепова). Податься ему решительно некуда, и отдать всего себя работе тоже не получается. На радио, где Олег с кучкой таких же отщепенцев записывает низкопробную детективную радиопостановку, попадает в крутой переплет автор шпионской пьесы, и весь процесс вынужденно останавливается.

Попытки пристроиться в кино успеха не возымели. Тогда Олег заводит дружбу с именитым, но скучающим писателем-соцреалистом, который берется создать для нового приятеля качественный литературный материал. Пребывая в постоянном пьяном угаре, новоявленный тандем даже не подозревает, насколько далеко их может завести подобное соавторство.

Особенность «Портрета незнакомца» состоит в том, что его творила труппа Мастерской Петра Фоменко. Еще в 2016-м они осуществили новаторскую постановку по мотивам прозы Александра Вампилова, где основные события транслировались на экран, а актеры материализовались перед зрителями уже по ходу действия. Позже замысел трансформировался в импровизацию по мотивам произведений соратника Петра Фоменко Бориса Вахтина, но сценарий для фильма создавался оригинальный.

Театральность в «Портрете незнакомца», конечно же, неизбежна. На руку создателям фильма тут играют и смешение реальных и драматургических пластов, и нарочито бутафорская Москва 40-летней давности, потому что новой такой воссоздать попросту не удалось. «Вампиловский» след обнаруживается в сцене утиной охоты и в эпизодическом появлении Евгения Цыганова, сыгравшего как раз несколько лет назад Зилова в «Райских кущах» Александра Прошкина.

Однако не менее сильным в фильме является литературный подтекст. Причем, он по-постмодернистски организует действие. Персонажей фильма сложно считать полнокровными героями — скорее, это социальные функции, доминировавшие в официозной прозе советского времени. В этом плане «Портрет незнакомца» можно сравнить со «Стилягами», где примерно та же эпоха объяснялась через музыку, и «Юмористом», где всё «решает», соответственно, разговорный жанр. В то же время, литература в ленте фоменковцев кажется еще могущественнее. По ее законам вынуждены существовать абсолютно все, а карательные органы лютуют в картине не сами по себе и даже не по указке сверху, а всего лишь следят за тем, чтобы каждый из персонажей жил в рамках, заданного творимого ими же текста.

Все это позволяет создать максимально привлекательную (но не лубочную) панораму «застойных-запойных», где простые граждане азартно танцуют под «Ребят 70-й широты», пытаются прорваться всеми правдами и неправдами в недосягаемый «Метрополь» и ждут до скончания века открытия пивного ларька, продавщица которого ушла, согласно объявлению, на 30 минут.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости