Рецензия на фильм «Крик»: Правила выживания в фильме ужасов
Оценка: 7 из 10
Фильм «Крик» вышел в широкий прокат 13 января 2022 года. Режиссеры: Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт. В ролях: Мелисса Баррера, Кайл Галлнер, Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт и другие.
1970–1980-х года – период расцвета хорроров и такого их поджанра как подростковый слэшер. В 1978 году вышел «Хэллоуин», в 1980 – «Пятница, 13-е», в 1981 – «Зловещие мертвецы», в 1984 – «Кошмар на улице Вязов». Все они стали культовыми и породили франшизы – с многочисленными сиквелами, ремейками, комиксами, играми и другими товарами. Но уже к 1990-м годам жанр начал затухать. Тогда Уэс Крэйвен, признанный мастер ужасов (на его счету – не только создание Фрэдди Крюгера, но и еще несколько десятков успешных картин в том же жанре) выпустил в 1996 году первый «Крик» – фильм, который также породил франшизу и, что еще важнее, до сих пор не устарел.
«Крик» всегда был чем-то большим, чем просто хоррор. Многие уверены, что с него началось возрождение затухающего жанра. Другие же говорят о том, что этот фильм совершил деконструкцию ужасов. Для «Крика» всегда было важно не просто пугать зрителей кровавыми убийствами, но и постоянно делать отсылки на другие картины, чтобы стебать заезженные штампы и выводить своеобразные правила выживания в фильме ужасов. Герои порой вели себя так, словно знали, что находятся в кино, порождая тем самым уйму комичных моментов. Но «Крик» не просто стебал штампы, он выстраивал глобальный мета-нарратив – задолго до того, как это стало мейнстримом, и в разы круче, чем это получается у многих современных режиссеров (в первом фильме мета-темы в разы сложнее, чем в той же четвертой «Матрице»).
Уэс Крэйвен умер в 2015 году, но дело его живет. В 2022 году режиссеры Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт выпустили пятый «Крик». Действие вновь происходит в вымышленном городе Вудсборо, где появляется убийца в маске «Призрачное лицо».
Пожалуй, самая большая проблема пятой части даже не в самом фильме, а в выбранном времени его выхода. Оригинальный «Крик» был своеобразным ответом Крэйвена на изобилие сиквелов популярных хорроров, не вносивших в жанр ничего нового (хотя сам Крэйвен к этой тенденции руку приложил). Сейчас же нет настолько культовых, значимых и обсуждаемых фильмов в жанре ужасов. Многие режиссеры, чьи работы относят к хоррорам (Роберт Эггерс, Джордан Пил, Ари Астер), лишь используют жанровые приемы, чтобы сделать авторское кино или рассказать о каких-то проблемах. Среди крупных и более-менее известных широкому кругу зрителей режиссеров можно назвать разве что Джеймса Вана – создателя франшизы «Заклятие». В то же время такой поджанр как подростковый слэшер, кажется, и вовсе давно мертв.
В результате возникает вопрос, для кого вообще новый «Крик» снят. Фанатам хватает оригинальной трилогии Уэса Крэйвена – это хорошо проработанные и связанные вместе фильмы. Причем уже четвертая часть на их фоне выглядела чем-то необязательным для просмотра и снятым исключительно ради денег. Новый фильм к тому же еще и пытается омолодить франшизу – в ней хоть и встречаются «ветераны» прошлых частей Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс и Дэвид Аркетт, но роли у них небольшие и уже не главные. Основное действие тянет на себе молодая мексиканская актриса Мелисса Баррера, которой весьма удачно удается соответствовать тому образу, который создавала молодая Нив Кэмпбелл. Но вот заинтересуется ли новая аудитория фильмом, который имеет достаточно весомый бэкграунд – это еще вопрос.
Опять же, поскольку значимых фильмов ужасов в прокате не выходило, новый «Крик» стебется больше не над какими-то конкретными из них, а, скорее, над поведением фанатов и продюсеров, над Голливудом в целом, над появившемся понятии «риквел» (не совсем ремейк, но и не совсем сиквел).
Стоит также отметить, что режиссеры для пятой части выбраны удачно. Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт пока не особенно известны широкой публике, сняв эпизоды альманаха «З/Л/О» и кровавый триллер «Я иду искать» с Самарой Уивинг. Тем не менее, они показали, что ужасы делать умеют, понимают, как нагнетать напряжение, сколько крови уместно вылить в кадре, и, что самое важное, знают, какие штампы особенно надоели зрителям, а потому умеют над хоррорами еще и шутить. В общем, они собрали все лучшие качества для того, чтобы делать «Крик».
Павел Соломатин, InterMedia