Рецензия на фильм Франсуа Озона «Всё прошло хорошо»: Привкус жизни
Оценка: 7 из 10
Французская драма «Всё прошло хорошо» выходит в российский прокат 20 января 2022 года. Режиссёр: Франсуа Озон. В ролях: Софи Марсо, Андре Дюссолье, Жеральдин Пайя, Шарлотта Рэмплинг и другие.
Мысли о смерти могут потянуть за собой. Они могут надломить или вовсе сломать, но порой в процессе смирения с неизбежным способствуют переоценке некоторых взглядов на жизнь. Французский неугомонный режиссёр Франсуа Озон (пока мы обсуждаем только выходящий в прокат фильм, его новая работа уже готовится открывать грядущий Берлинале) часто в своей фильмографии обращался к теме смерти. Он и ловко выводил её за скобки истории («Франц», «Под песком»), и помещал её в самое сердце («Криминальные любовники», «Лето 85»), но почти всегда смешивал с чем-то жанрово или тонально выделяющимся – закрученным триллером, ностальгической валентинкой, послевоенным кинороманом. В своей новой работе, стилизованной под Ханеке семейной драме «Всё прошло хорошо», Озон говорит о смерти по-взрослому, серьёзно и трезво, но при этом местами неожиданно иронично.
Эммануэль (Софи Марсо в своей чуть ли не лучшей роли за всю карьеру) узнаёт, что у её 85-летнего отца Андре (Андре Дюссолье) произошёл инфаркт, в результате которого у него парализовало частично правую сторону, он не может ходить и в целом крайне плох. Когда Андре приходит в себя и маленько может говорить, он нашёптывает дочери на ухо, что желает умереть. Конечно же, такое заявление отца ставит Эммануэль в тупик, но, взвешивая все обстоятельства, она понимает, что, возможно, так будет даже лучше. Куда тяжелее даются новости младшей сестре Паскаль (Жаральдин Пайя), но и она в итоге соглашается хотя бы обдумать последнюю волю страдающего отца и поговорить с людьми, проводящими эвтаназию. Таких во Франции, где процедура запрещена, нет, поэтому они обращаются за помощью в специализирующуюся на добровольном уходе из жизни организацию в Швейцарии.
По структуре «Всё прошло хорошо» напоминает предыдущий фильм Озона «Лето 85», где романтичная первая половина тонально разительно отличается от трагичной второй. Здесь примерно так же, но наоборот: первый час грустный и угнетающий, а уже на втором получается немного выдохнуть, герои начинают шутить, появляется надежда, и от происходящего уже не хочется повеситься так сильно. Вообще, мы хорошо знаем, как мастеровито Франсуа Озон умеет делать больно. Но ведь ещё он как никто другой умеет показать смерть так, чтобы после просмотра у вас на языке остался острый привкус жизни, заглушить который не сможет даже ковид.
Тема эвтаназии в любом формате крайне неудобна для обсуждения, но она при этом совершенно невозможна без затрагивания такого понятия как гуманизм. Гуманно ли помогать смертельно больному человеку покончить с жизнью, чтобы уберечь его и его близких от страданий? Или всё-таки не человеку такое решать? Здесь, казалось бы, не избежать религиозного вопроса – по-христиански ли давать право человеку решать, когда жить, а когда умирать? Зрителю придётся хорошенько оценить ситуацию, в то время как сам Озон целенаправленно избегает любого рода морализаторства, спекуляций и даже рассуждений об этичности решения Андре. Религию Франсуа оставил в одном из своих прошлых фильмов – «По воле божьей», который до «Всё прошло хорошо» считался наиболее зрелым в карьере режиссёра.
Теперь же самой зрелой, непростой и сознательной в его фильмографии можно смело считать эту работу. Удивительно, как с двадцаткой картин за плечами французский мэтр не перестаёт поражать режиссёрской пластичностью: за годы творчества он постоянно лавировал между провокацией, фарсом, ироничной комедией и драмой, чтобы с годами отточить идеальные пропорции и прийти к тому, что теперь именуется «Всё прошло хорошо». Вряд ли для многих эта работа Франсуа Озона станет любимой, но её мастерство мало кем останется незамеченным.
Вадим Богданов, InterMedia