Рецензия на фильм «Сверхъестественное. Знаки»: Мультивселенная безумия Мурхеда и Бенсона
Оценка: 8 из 10
Премьера фантастического фильма «Что-то в грязи» (в российском прокате - «Сверхъестественное. Знаки») состоялась на кинофестивале «Сандэнс». Режиссёры, продюсеры, сценаристы и исполнители главных ролей – Аарон Мурхед и Джастин Бенсон.
Если вы знакомы с творчеством талантливого и самобытного дуэта американских фильммейкеров (понятие «режиссёр» слишком узкое в их случае) Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона, то примерно понимаете, чего ожидать от их следующего проекта. Очередное мозговитое, изворотливое, надламывающее жанровые устои инди-кино с примесью сай-фая и ужасов, какими были «Ломка», «Паранормальное», «Весна» и «Грань времени». Тем не менее, даже если вы считаете, что знаете Бенсона и Мурхеда как своих братьев по оружию, у этой парочки всегда найдется, чем вас удивить. Их новый фильм «Что-то в грязи», премьера которого состоялась в экспериментальной секции фестиваля «Сандэнс» NEXT, где столь упоительной творческой вакханалии подобного рода самое место, это сатирический неонуар с элементами бадди-комедии, мокьюментари, научно-фантастического хоррора, конспирологического триллера и даже немножко мамблкора. И поверьте, к такому авторскому коктейлю вы точно не готовы.
Леви (Бенсон) собирается покинуть Лос-Анджелес, но пока что сводит концы с концами и временно перебирается в бюджетное жильё на задворках голливудских холмов, где постоянно шумят пассажирские самолёты и громыхают мчащиеся тушить летние пожары вертолёты. Стоит ему въехать в свои не шибко роскошные апартаменты, Леви тут же знакомится со своим единственным соседом – свадебным фотографом Джоном (Мурхед). Казалось бы, они только встретились, а уже ведут оживлённые беседы так, словно давние друзья. Немного погодя они решают отметить новоселье у Леви и сталкиваются с труднообъяснимым сверхъестественным явлением, которое их тут же побуждает взяться за камеры и начать своё собственное расследование, почему какая-то странная пепельница вдруг засияла радугой и воспарила как инопланетная капсула из «Близких контактов третьей степени» Спилберга.
Кроме летающей пепельницы, тут ещё куча всего интересного: белка по имени Злой Дэйв, матрёшки-погремушки, лобстер размером с Дэнни ДэВито, но главные экспонаты всей этой фантасмагории – конечно, Мурхед с Бенсоном. Они, по сути, и есть сам фильм: режиссёры, продюсеры, сценаристы, операторы, монтажёры, исполнители главных ролей, гримёры и костюмеры, водители и охранники. Более того, здесь всего только два персонажа, ограниченное пространство, большой энтузиазм и минимум потраченного бюджета (если он вообще был, хотя эффекты вполне себе). Всё это похоже на коробочный эпизод «Секретных материалов», но только эпохи постмодернизма, когда с помощью запроса в Google можно раскрыть любой заговор, а параллельно этому вам уже показывают документальный фильм о вас самих же, но только открывающих ноутбук.
Ближайший аналог, возникающий при просмотре «Что-то в грязи», это выдающаяся картина Дэвида Роберта Митчелла «Под Сильвер-Лэйк», которая точно так же филигранно издевалась над зрителями, обманывая их ожидания, ослепляя лос-анджелесским нуаром и попутно иронизируя на тему конспирологических теорий. Но тут ещё Бенсон и Мурхед добавили свои фирменные размышления о квантовой физике, манипуляции со временем и пространством, попытались придать максимальной комичности сюжету о паранормальной пепельнице, что само по себе звучит как первоклассный стёб над жанром. Плюс это ещё и дань уважения кинематографу как акту познания реальности, как акту творчества из подручных средства, и по форме и по сюжету, ведь герои активно испытывают на прочность материю мета-нарратива, снимая фильм внутри фильма, по которому другие люди потом снимут третий фильм (но документальный).
Конечно, дабы скрыть бюджетность производства, режиссёры порой сильно усложняют повествование и всячески экспериментируют с повествованием. Например, когда герои меж слов вспоминают что-то из детства, на экране появляются кадры с домашних видеоплёнок (возможно, из личных архивов). Или появляются вставки в стиле мокьюментари, что опять заставляет вспомнить «Секретные материалы» (у них была подобная серия, когда Малдер и Скалли внезапно стали героями реалити-шоу). Или случаются редкие экшен-эпизоды, напоминающие «Охотников за привидениями», если бы их снимал Мишель Гондри. Порой всего это становится слишком много, но потрясающая химия Мурхеда и Бенсона попросту не позволяет отвести взгляд от экрана. Их взаимодействие, общение, подача (запросто перенесённые из реальной жизни) превращают «Что-то в грязи» в эталонное бади-муви про двух современных Лебовски, пускающихся в безбашенный параноидальный трип, не покидая собственной квартиры. Нет, ну чем не идеальное карантинное кино эпохи ковида?
В марте дуэт дебютирует во вселенной Marvel с сериалом про Лунного рыцаря – большой и волнительный карьерный рост для них, хоть им уже приходилось работать с известными голливудскими актёрами (как-то раз те запульнули Джейми Дорнана и Энтони Маки назад во времени). Однако у Мурхеда и Бенсона есть своя собственная киновселенная дома («Ломка», «Паранормальное», «После полуночи»), в которой, кажется, развиваются и события нового фильма. И даже если в Marvel, как это бывает с другими инди-режиссёрами, они растеряют всю свою индивидуальность, такие проекты как «Что-то в грязи», искрящиеся авторским энтузиазмом и пропитанные любовью к копеечному, но чистокровному жанровому кино, всегда напомнят преданному зрителю, в чём истинная сила связки Мурхед-Бенсон.
Вадим Богданов, InterMedia