Рецензия на фильм «Скрежет»: Обои в цветочек, семья в трещинку
Оценка: 6 из 10
Финский фильм ужасов «Скрежет» был показан на кинофестивале «Сандэнс». В российский прокат картина выходит 24 марта 2022 года. Режиссёр: Ханна Бергхольм. В ролях: Сиири Солалинна, София Хейккиля, Яни Воланен, Рейно Нордин и другие.
Скандинавский хоррор – жанр сам по себе. Бывшие викинги охотно смешивают в нём сатиру, фольклорные элементы, трэш-комедию и сюжеты про странных жутковатых детей. В результате получается удивительный спектр разнообразия от чернушной «Операции «Мёртвый снег»» и мрачных «Паранормальных» до атмосферных арт-хорроров вроде «Тельмы» и «Впусти меня». Их стилистика настолько отличительная, что даже американцам порой хочется её сымитировать, дабы насытить повествование ложной нормандской «фольклорностью» (яркие тому примеры – «Солнцестояние» и «Ритуал»). И вот на «Сандэнсе» в секции полночных показов состоялась мировая премьера финского фильма ужасов «Скрежет», который во многом продолжает скандинавские традиции, но при этом куда прочнее вызывает ассоциации именно с американской продукцией.
Кино открывается с игры в идеальную семью. Активная в социальных сетях мама снимает очередной ролик про то, как она, её муж, словно бы сбежавший из каталога IKEA, гиперактивный пухлячок-сын и старшая дочка-гимнастка наигранно изображают гармонию, любовь и взаимопонимание. Внезапно в открытое окно влетает ворона, которой мама с той же фальшивой улыбкой на лице безжалостно сворачивает голову на глазах 12-летней Тиньи. Позже вечером, гуляя по лесу недалеко от их богатого загородного дома, Тинья обнаруживает ещё одну мёртвую ворону, от которой, тем не менее, осталось яйцо. Девочка его забирает домой в надежде спасти хоть этого птенца, а в итоге яйцо оказывает совсем не воронье. С каждым днём оно всё увеличивается и увеличивается, пока из него не вырывается нечто поистине жуткое.
«Скрежет» Ханны Бергхольм – это финская попытка в elevated horror, вот только совсем не убедительная. Метафора семейных проблем, вечных попыток угодить требовательной маме, а не быть собой, и, естественно, всех трудностей взросления вступающей в подростковый возраст девочки очевидна практически с первых минут. Дебютантка Бергхольм постоянно переминается с ноги на ногу, переключая тональность своего фильма с цветастой сатиры на современное общество и, как в нём изменились семейные ценности под влиянием интернета (словно эпизод «Чёрного зеркала»), на мрачный боди-хоррор с множеством резких «голливудских» скримеров. Напоминает всё это «Инопланетянина», которого снял Йоргос Лантимос. И звучит это, поверьте, лучше, чем есть на самом деле.
Жанровые элементы не работают в полной мере, оттого что перетягиваются намеренной фальшью происходящего. Всё это фиктивное убранство идеальной семьи, где все выглядят как манекены из модного дома в своих этих свитерах и футболках поло, где жена изменяет мужу-тюфяку, естественно, с накаченным молодым электриком, где младший ребёнок избалован до крайности, всё это подано плоско и вторично. Мы уже не раз видели скандинавские сатиры на скандинавский целеустремлённый, безэмоциональный и практичный образ жизни, и в этот канон Бергхольм добавить нечего. Но она решает погрузить свою сатиру в жанр ужасов, который по мере своей условности выступает лишь механическим инструментом, лучшая часть которого – сама механика: аниматронный гигантский птенец, напоминающий одновременно гремлина и старую голливудскую традицию изображения монстров в кино.
Юная Сиири Солалинна, исполнившая в фильме сразу две абсолютно разные роли (девочки и монстра), эффектно завоёвывает зрительское внимание, даже когда из-за некоторых жанровых штампов так и хочется от экрана отвернуться. Самоотверженная игра девочки, пожалуй, один из тех веских аргументов всё же не упустить «Скрежет» из виду. Кроме того, посыл картины, хоть и подан он по меркам скандинавских хорроров довольно-таки бесхитростно, заставляет задуматься о важных и правильных вещах. В любой семье однажды под кроватью может завестись огромное метафорическое яйцо, подпитывающееся недопониманием, невысказанными обидами и дефицитом внимания. Главное, чтобы успеть вовремя его обнаружить или хотя бы перестать намеренно игнорировать прежде, чем оттуда вырвется чудище и разорвёт всех на мелкие кусочки.
Вадим Богданов,InterMedia