постер к фильму

Рецензия на фильм «Анчартед: На картах не значится»: Великое начинается с малого

Оценка: 6 из 10

Приключенческий боевик «Анчартед: На картах не значится» выходит в российский прокат 10 февраля 2022 года. Режиссёр: Рубен Фляйшер. В ролях: Том Холланд, Марк Уолберг, София Тейлор Али, Тати Габриэль, Антонио Бандерас и другие.

Владельцы японской консоли Sony PlayStation хорошо знают, что пока в их коллекции нет игр из серии «Uncharted», то такую коллекцию полноценной назвать никак не получится. Рецепт успеха американской студии Naughty Dog (в послужном списке которой ещё один хит – «The Last of Us») заключается в том, что им удалось ухватить залихватский дух приключенческих фильмов про Индиану Джонса, создать свои собственные увлекательные истории, основанные на байках и мифах мировой истории, и позволить игроку собственноручно распутывать древние загадки, при этом вместе с главным героем путешествуя по различным уголкам планеты. И всё это, конечно, не было лишено зрелищной кинематографичности происходящего, что превращало прохождение «Uncharted» в многочасовой просмотр отличного развлекательного блокбастера или чтение старого приключенческого романа.

Примерно такое же ощущение формирует и многострадальная, замученная ковидными переносами, но всё же добравшаяся наконец до зрителя экранизация «Uncharted» — или как в переводе на могучий русский язык, «Анчартед: На картах не значится» — под режиссурой Рубена Флэйшера, снявшего когда-то убойную дилогию про «Зомбилэнд». Сюжет здесь подаётся под оригинальным соусом, хотя невооружённым глазом заметно, как много деталей в него перекочевало из четвёртой части серии – «A Thief’s End». Главное отличие, что здесь всё это подаётся не как, собственно, «конец» приключений Нейта Дрейка, а как начало его истории. Фильм «Анчартед» — это формально приквел игровой серии, где главный герой ещё совсем молод и неопытен (кому как не нашему Питеру Паркеру, aka Том Холланд, такого сыграть?), которому только предстоит познакомиться с будущим верным союзником Виктором «Салли» Салливаном (возмутительно безусый Марк Уолберг!) и узнать правду о старшем брате.

Побочная сюжетная ветка оборвавшихся отношений со старшим братом, конечно, не единственная деталь, напоминающая о четвёртой части игры. В центре истории – поиски пиратского сокровища (там Генри Эвери, здесь – самого Магеллана), чтобы найти которые, нужно сначала раздобыть антикварные, драгоценные кресты. Как и в игре, весь сыр-бор начинается на аукционе, где мы знакомимся с главными антагонистами – испанским коллекционером (в фильме его играет роскошный Антонио Бандерас, добросовестно отрабатывающий гонорар за роль очередного слитого испанца в американском блокбастере) и наёмницей по имени Брэддок (Тати Габриэль).

Затем сценаристы всё же решают отцепиться от видеоигры и придумать свои сюжетные ходы, которые в основном заключаются в создании невероятно глупых и совершенно не продуманных головоломок, которые героями решаются настолько бессмысленно, что тебе постоянно хочется уже куда-нибудь нажать и пропустить все эти кат-сцены поскорее. Головоломки – это одна из основных фишек игрового процесса «Uncharted», порой даже более захватывающая, чем погони и перестрелки. Но здесь герои действуют исключительно по наитию (в большинстве сцен они просто знают, что нужно делать), на фоне чего трилогия приключений Роберта Лэнгдона теперь выглядит как образцовый научно-популярный цикл документальных передач.

Фанатам видеоигры, тем не менее, такой «Анчартед» определённо должен прийтись по душе. Во-первых, это не мертвецки скучная, бездумная и бездарная экранизация игры, какими они почти всегда бывают – особенно вспоминая невыносимые «Кредо убийцы» или «Лару Крофт» из последних экземпляров. Во-вторых, хоть сценаристы порой и придумывают всякую околесицу, кино Фляйшера всё-таки остаётся верным оригиналу. Речь не только про многочисленные подмигивания фанатам серии (наклейка с логотипом Naughty Dog на сундуке Нэйта, камео Нолана Норта, озвучивавшего Дрейка в игре, или даже читерский приём начать кино с самой крутой экшен-сцены «Uncharted 3» — падения из самолёта).

Пусть «Анчартед» совсем не работает как художественное кино (монтаж, операторская работа, драматургия – всё ужасно), зато ему прекрасно удаётся передать логику видеоигры. У создателей фильма получилось максимально точно ухватить дух приключений Нейтана Дрейка, их спонтанность, романтику и лёгкость. В этом плане «На картах не значится» претендует на звание чуть ли не самой добросовестной экранизации видеоигр за всю историю. Герой, пусть и слишком слащавый в изображении Холланда (но камера его любит, с этим не поспоришь), всё же вылитый Дрейк, Салли – такой же надёжный, прагматичный оппортунист, история, как и требуется, закрученная и невероятная.

В конце концов, из зала выходишь с ощущением, будто бы за два часа прошёл целую игру, но только глаза не болят. Да и сиквел, на который так яро намекают две послетитровые сцены, не кажется одним из худших решений Sony. Если провести тщательную работу над ошибками, в перспективе может вырасти достойная замена сдувшимся «Пиратам Карибского моря», ибо спрос на захватывающие приключенческие истории у зрителя с годами только растёт. Особенно когда в реальности перемещения по миру становятся всё сложнее и сложнее.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости