постер к фильму

Рецензия на фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин»: Ни слова о футболе

Оценка: 7 из 10

Историческая спортивная драма «Одиннадцать молчаливых мужчин» выйдет в прокат 17 февраля 2022 года. Режиссер: Алексей Пиманов. В ролях: Макар Запорожский, Павел Трубинер, Алёна Коломина, Роман Курцын и др.

Ноябрь 1945 года. В Лондон прилетает советская футбольная команда «Динамо». Общественность заинтригована «этими загадочными русскими», но испытывает большой скептицизм по поводу их возможностей. С гостями особо не церемонятся: в первый же день избивают на улице, отправляя их тренироваться на собачью площадку и «забывая» вовремя завезти мячи.

Строгий тренер Михаил Якушин (Павел Трубинер) даже в таких аховых обстоятельствах не дает подопечным расслабиться, натаскивая их даже во время полета и подвергая строгим взысканиям за малейшие провинности. Тяжелее всего ему приходится со своенравным Всеволодом Бобровым (Макар Запорожский), который временно ангажирован из клуба ЦДКА, поэтому не чувствует себя в команде своим и держится особняком. Вдобавок ретивого футболиста берет в оборот местная охочая до сенсаций журналистка (Алёна Коломина), которая имитирует с ним роман, чтобы сделать «желтый» газетный материал. Назревает международный скандал.

В основе «Одиннадцати молчаливых мужчин» лежат ставшие легендой четыре футбольных матча «Динамо» в Англии с разными командами, два из которых были сыграны вничью, а в двух победили наши, причем — один раз с совершенно разгромным счетом 10:1. Советским футболистам оказалась на руку оригинальная тактика, связанная с постоянной сменой нападающих ради запутывания противника. Спортсмены получили коллективное прозвище «Одиннадцать молчаливых мужчин», потому что четко следовали инструкциям не общаться с прессой по прилету.

Спортивная драма без особой рефлексии относительно побед и поражений — это совершенно новый для нашего кино ракурс. Мы ведь как привыкли: чуть какие проблемы на матче — выходит на ночной двор с клюшкой Олег Меньшиков в образе Анатолия Тарасова и разносит все в пух и прах! А в фильме советские футболисты ведут себя едва ли не чопорнее, чем их педантичные британские собратья,

Возможно дело в том, что перед нами — поколение победителей, абсолютно уверенное в своих силах, потому что повидало на полях сражений и не такое. В фильме очень много эпизодов, в которых с особой силой звучит эхо войны — в том числе, и благодаря «Землянке» и «Случайному вальсу». Крайне впечатляет момент, когда проводится параллель между операцией «Динамо» в Дюнкерке и нашим «Динамо», призванным смягчить этот травматический опыт.

Не потому ли, вопреки суровой послевоенной године, режиссер Алексей Пиманов делает главную ставку на красоту и эстетизм? Элегантные мужские костюмы с щегольскими шляпами, строго сидящие по точеным фигуркам женские пальто, немыслимые прически жен британских министров — все это радует глаз и раззадоривает вкус.

Однако на одной работе костюмера кассу нынче не соберешь, поэтому Алексий Пиманов аккуратно подбавляет в фильм шпиономанию, махинации на спортивном тотализаторе и любовную линию. Все это делается ненавязчиво и в полусказочном антураже: вот сейчас мы изящно махнем дамским пистолетиком — и все вернется на круги своя. Эта режиссерская стыдливость в определенной степени подкупает (хотя бы потому, что не дает почвы для обвинений в отсебятине), но она же может вызвать в зрителе приступ сонливости даже во время острых моментов матчей. Пресыщенная публика воспримет «Одиннадцать молчаливых мужчин» как согревающий аперитив, а все остальные могут ощутить легкую жажду приключений при выходе из зала.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости