Рецензия на фильм «Костюм»: Достать ножницы
Оценка: 7 из 10
Премьера детективного фильма «Костюм» (The Outfit) состоялась на Берлинском кинофестивале 2022 в секции гала-показов. Режиссёр: Грэм Мур. В ролях: Марк Райлэнс, Зои Дойч, Дилан О’Брайен, Джонни Флинн, Саймон Расселл Бил и другие.
Если вы когда-нибудь мечтали увидеть триллер-версию «Призрачной нити» в антураже гангстерской Америки (примерно как в «Подпольной империи», но тремя десятилетиями позже) и с камерной историей, навеянной «Верёвкой» Хичкока, то «Костюм» Грэма Мура именно то, что вам нужно. Лауреат премии «Оскар» за сценарий к «Игре в имитацию» на этот раз решил попробовать себя не только в качестве драматурга, но и в амплуа режиссёра, выбрав для дебюта практически театральный формат разговорного детектива на одной локации, но с множеством сюжетных поворотов. Намеренная театрализация, впрочем, ничуть не мешает получать удовольствие от закрученного сюжета и первоклассной актёрской игры Марка Райлэнса.
Райлэнс играет портного по имени Леонард, у которого до и после войны в Лондоне была своя мастерская, однако страшная трагедия вынудила героя начать всё с нуля за океаном. На дворе уже 1956-й год, Леонард работает в небольшом американском ателье и шьёт элитные костюмы для чикагских гангстеров. Гангстеры ателье Леонарда используют ещё и как надёжное место для общака, при этом сам портной (закройщик, как он предпочитает себя называть) в дела мафии не лезет и дальше катушек с нитками свой нос не суёт. Но кто будет спрашивать британского старика, когда одной, по законам нуара длинной, как тень на закате, ночью к нему в рабочий кабинет вламываются побитые гангстеры вместе с раненым сыном босса мафии (сына играет Дилан О’Брайен) и просят зашить Леонарда не дырку в пальто, а дыру в животе.
Дебют у Мура при всём заигрывании с жанром нуарного детектива получился достаточно легковесный и доступный, другими словами, зрительский. Причём куда более приятный и успешный в этом плане, чем недавний whodunit Браны «Смерть на Ниле»: здесь и актёры выкладываются на все сто (кроме упомянутых радуют глаз также Зои Дойч в роли ассистентки Леонарда и Джонни Флинн в роли безжалостного гангстера-манипулятора), и антураж проработанный до мелочей (чего стоят одни лишь костюмы!), и музыка Александра Деспла ожидаема хороша.
Однако главная фишка фильма всё же в его хичкоковском сюжете, который закручен действительно как верёвка. Сценарий начинает подбрасывать сюрпризы уже минуте на 25-й, а дальше их становится всё больше и больше. Не исключено, что некоторых зрителей такой шквал «откровений» изрядно вымотает к финалу (расстановка сил в фильме меняется примерно каждые 7 минут), и в какой-то момент после очередного твиста они просто потеряют интерес. Тем не менее, Мур успешно работает с камерным пространством ателье, достигая единства места и времени, отчего его режиссура постоянно держит ход повествования в тонусе, а, опять же, совершенно чарующий Марк Райлэнс намертво пришивает зрительский взгляд к экрану.
Психологическая игра, которую ведут герои фильма, напоминает прошлогодний немецкий фильм «По соседству», дебют Даниэля Брюля, тоже очень камерный, театральный и с учётом современных условий – «карантинный». Но у Грэма, как и у Брюля, как и у ещё одной фильма с нынешнего Берлинского кинофестиваля – «Любовь по вызову», такие ограничения не выглядят сковывающими или вынужденными. Данную историю по-другому невозможно и представить, как и «Верёвку», снятую без тех технических ухищрений, на которые в своё время пошёл Альфред Хичкок. «Костюму», хоть и отсылающемуся на великое, классикой детективного жанра всё же не стать, но своим изысканным дебютом порадовать любителей хитроумных головоломок Грэму Муру удастся определённо с блеском.
Вадим Богданов, InterMedia