постер к фильму

Рецензия на фильм Хона Сан-су «Фильм писательницы»: Красота случайных встреч

Оценка: 7 из 10

Премьера «Фильма писательницы» прошла в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля 2022. Режиссёр: Хон Сан-су. В ролях: Ли Хе-ён, Ким Мин-хи, Со Ён-хва, Квон Хэ-хё и другие.

Если и есть в этом мире хоть какая-то стабильность, то это определённо фильмы Хона Сан-су, бесперебойно показываемые на главных мировых кинофестивалях из года в год. Конкретно в Берлине корейский режиссёр чувствует себя по-особому прекрасно: его три года подряд берут в основной конкурс и не отпускают оттуда без призов. В 2020-м его наградили за режиссуру «Женщины, которая ушла», в 2021-м – за сценарий к «Вступлению», а его новую работа, «Фильм писательницы», и вовсе удостоили второй по важности награды – гран-при жюри. Осталось дождаться наконец «Золотого медведя» для плодовитого корейца, что, согласно берлинской тенденции, может произойти уже через год.

«Фильм писательницы» — это тот же самый фильм, что Хон Сан-су снимает всю свою жизнь. Его новая глава, если хотите. Как и во «Вступлении», здесь режиссёр возвращается к кремовому черно-белому цвету, чтобы срезать очередной кусочек жизни своих наполовину придуманных, наполовину взятых из жизни персонажей. В главной роли актриса Ли Хе-ён, которая дебютировала в киновселенной Хона Сан-су в его предыдущем фильме «Прямо перед тобой», показанном в Каннах в прошлом году. Но как мы знаем, актёры у этого режиссёра редко используются одноразово, и, как правило, кочуют из фильма в фильм, порой исполняя те же самые роли.

Ли Хе-ён играет ту самую писательницу из названия. Она прославилась несколькими успешными романами, но сейчас у неё творческий кризис. Чтобы попытаться найти вдохновение, писательница едет повидать старую подругу, некогда тоже писательницу, но менее успешную, и сейчас она, в общем, продавец книг. А дальше по классике Хона Сан-су: герои посидели, поговорили о жизни и языке жестов, наша писательница пошла гулять дальше и встретила, конечно же, режиссёра Пака (Квон Хэ-хё). Режиссёр Пак в мире фильмов Хон Сан-су – это как Ник Фьюри в «Марвел»: харизматичный персонаж второго плана, постоянно пытающийся что-то организовать. В данном случае, само собой, съёмку фильма (режиссёр Пак – это, по сути, интроспекция режиссёра Хона).

А так вышло, что наша писательница сама давно мечтала снять кино (какой автор не грезил экранизацией своих же трудов?), вот только с режиссёром Паком она работать не очень-то и хочет (у того много лет назад был шанс, но сценарий писательницы так и не одобрили студийные боссы). Благо, на той же самой прогулке они встречают известную актрису Джил-Су (муза режиссёра Ким Мин-хи наконец вернулась к большим ролям), у которой тоже в последнее время с карьерой беда. Режиссёр Пак сильно этим разочарован, мол, неужели нельзя было в каких-нибудь рекламах поработать или в коммерческом кино, чтобы такой талант не пропадал, ведь не всё время же сниматься в авторском кино (здесь очевидно, Хон Сан-су иронизирует сам над собой). В ответ девочки решают объединиться для съёмок собственного короткометражного кино, чтобы доказать себе, всему миру, режиссёру Паку, что настоящее творчество не разменивается по мелочам.

В «Фильме писательницы» Хон Сан-су воспевает красоту случайных встреч, их лёгкость и спонтанность. Его герои на этот раз постоянно носят маски, но как бы контрастируя со всеми сковывающими мерами по удлинению дистанции между людьми, режиссёр постоянно сталкивает героев, знакомит, и чаще всегда это происходит на открытом воздухе, что само по себе явный жест в сторону открытого допандемийного общения. В центре истории снова люди творческие, которые много говорят о кино и литературе, пьют традиционно литрами соджу и задушевно уплетают миски с раменом в кафе.

Классический Хон Сан-су, но в этот раз всё же заметно более интровертный, обращённый внутрь самого себя. Здесь часто проговариваются мотивы и идеи прошлых фильмов, собраны все близкие режиссеру актёры, и мысли звучат с заметно ностальгирующей интонацией. «Раньше у меня был совсем другой взгляд на кино», - как-то роняет между слов режиссёр Пак, но потом соглашается, что теперь снимать ему стало проще, он может делать это с закрытыми глазами. «Фильм писательницы», определённо, не та лента Хона Сан-су, с которой стоит начинать знакомство с режиссёром, это, скорее, эдакое «кино для своих». Тем не менее, в очередной раз доказывающее, что за видимой простой обёрткой скрывается сложная и неповторимая творческая натура одного из наиболее узнаваемых, титулованных и самобытных режиссёров Азии.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости