Рецензия на сериал «На взводе: Битва за Uber»: Байопик класса «комфорт»
Оценка: 7 из 10
Премьера первого сезона антологии «На взводе» состоится на видеосервисе Амедиатека 28 февраля 2022 года. Режиссёры: Дэниэл Грэй Лонгрино и Аллен Култер. В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Кайл Чандлер, Керри Бише, Ума Турман и другие.
Больше, чем истории успеха, американцы любят снимать только истории падения. А в новом сериале-антологии от Showtime «На взводе» сочетаются оба излюбленных мотива любого голливудского байопика. Концепция антологии – рассказать о ключевых в истории мирового бизнеса компаниях, бесповоротно повлиявших на нашу культуру и жизнь в целом. Первый сезон посвящён сервису перевозок Uber, о котором все хорошо знают и в России, и многие даже регулярно пользуются. История Uber похожа на многие базирующиеся на информационных технологиях стартапы из Силиконовой долины, вот только основан сервис был всё же в Сан-Франциско, где компьютерный разработчик Гарретт Кэмп и бизнесмен, в последствие основной руководитель «Убера», Трэвис Каланик объединили усилия над созданием мирового бренда такси.
Сюжет первого сезона вращается как раз вокруг Каланика, которого на экране воплотил Джозеф Гордон-Левитт, продолжающий после слабого «Мистера Кормена» штурмовать сериальный формат. В этот раз он не в числе режиссёров и сценаристов, отчего может свободно заниматься именно тем, что получается у него лучше всего – блистать на экране. Но обо всём по порядку, пока вернёмся к сюжету, основанному на одноимённой книге журналиста Майка Айзека.
Мы отправляемся в 2011-й год, приложение Ubercab уже функционирует, но пока ещё в тестовом режиме, да и не в том формате, что мы знаем: человек может вызвать только машину премиум-класса, следовательно, высокого тарифа. Повествование стартует с момента полноценного публичного запуска сервиса в Сан-Франциско, после его переименования в просто Uber. А дальше хроника развития компании: расширение территорий, конфронтация с Apple, стимулирование водителей, точечное переманивание конкурентов, напряжённые отношения с мэриями разных городов и всё в таком роде. Параллельно взлёту мы следим и за падением лидера компании, который за годы правления во имя успеха многое на что закрывал глаза. В том числе и на случаи сексуального домогательства.
Трудно удивить подобного рода историями в мире, где существуют «Стив Джобс» и «Социальная сеть» (кстати, второй сезон обещают построить как раз вокруг запуска Facebook, что ж, желаем им удачи). Но «Битва за Uber», кажется, даже и не пытается конкурировать с творениями Бойла и Финчера по части художественных качеств: у создателей не было цели доставить зрителю эстетическое удовольствие. Их антология напоминает, скорее, что-то среднее между «Силиконовой долиной» и «Остановись и гори»: это тоже ярко выраженное повествовательное кино о мире IT-бизнеса, но только без шуток и остросюжетного развития событий.
«Битва за Uber» — это довольно прямолинейное произведение, но в то же время качественное и информативное настолько, чтобы не дать зрителю заскучать. На это работают ещё несколько факторов: например, редкие, но едкие вставки рассказчика, которым тут выступает сам Квентин Тарантино, яркая и наглядная графика, разжевывающая принципы работы сервиса (особо хорошо получилась компьютерная симуляция в стиле GTA), и, наконец, главный герой. Пусть в касте заявлены ещё несколько компетентных и узнаваемых лиц – Кайл Чандлер играет наставника Каланика, а Ума Турман – журналистку Арианну Хаффингтон, которая потом стала главой связей со общественностью в Uber – всех затмевает всё же Гордон-Левитт. Здесь он определённо заряжен и на взводе: чего стоят только его энергичные выступления на презентациях компании перед тысячной аудитории или эпизод, где Трэвис Каланик рассказывает свою любимую сцену из «Неприкасаемых», в которой Де Ниро бейсбольной битой проламывает человеку череп. В таких моментах Левитт по уровню экспрессии прямо вылитый Том Круз из «Магнолии».
Первый сезон антологии «На взводе» представляет собой достаточно стандартный байопик, который мы видели миллион раз до этого. При этом смотрится он с комфортом и определённо не без интереса, поскольку зрителям всегда любопытно, какая на самом деле история стоит за теми брендами, что у всех нас на слуху, и создатели «Битвы за Uber», прекрасно это понимая, последовательно и в информативной манере раскрывают все свои карты. И, возможно, смотреть за этим было бы не столь занимательно, если бы не Джозеф Гордон-Левитт, давненько не чувствующий себя столь уверенно, как за рулём экскурсионного кэба по летописи «Убера».
Вадим Богданов, InterMedia