Юрий Башмет: «Опасение есть в том плане, что все должны будут затянуть ремешки»
О ФЕСТИВАЛЯХ В ПАНДЕМИЮ
— У меня, наверное, случилось что-то постковидное с памятью. Но помню, что провели. И еще раз провели. И сейчас проводим. И мне кажется, это то, что как раз нужно людям — и нам, и нашим участникам, и слушателям. Это значит, что жизнь продолжается. Болезни были во времена и Баха, и Моцарта, и Чайковского. И пандемии были. Поэтому мы должны высоко держать знамя культуры. Да, конечно, много проблем с иностранцами, например, которых мы приглашаем.
ОБ ИНОСТРАННЫХ УЧАСТНИКАХ ФЕСТИВАЛЕЙ
— Должен сказать, что они так же думают, как я. Корейская скрипачка Е Юн Чой однажды летела к нам 38 часов. Ей нужно было сделать тест, но не успел прийти результат, поэтому пришлось взять другой билет и практически вернуться, а потом лететь снова.
О СТРАХЕ ГОСТЕЙ ПЕРЕД ПАНДЕМИЕЙ
— Во-первых, таких, кто вдруг не приехал, крайне мало. Но причина обычно в том, что появляются симптомы или артист не успевает сделать вторую прививку.
О ПРИНЦИПЕ ПОДБОРА УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЕЙ
— Либо очень талантливый молодой, подающий большие надежды музыкант, либо те, кого я знаю лично и восторгаюсь их достижениями. Например, у нас часто выступает финский пианист Олли Мустонен. Он уникальный музыкант: и пианист, и дирижер, и композитор. Я о нем знаю уже лет 40. И я знаю, что это явление, и это всегда должно быть у нас на фестивале. Главное — и у него есть желание принимать участие. Так что тут широкий диапазон, и не обязательно, чтобы это был какой-то известный на весь мир человек. Хотя и это хорошо. Приезжал джазовый пианист Чучо Вальдес, который получил много премий. И французский скрипач Жан-Люк Понти. Хочет приехать Стинг, мы с ним говорили, но пока не договорились окончательно. С Маккартни вели переговоры. Но тут все уходит в цифры.
О ГОНОРАРАХ
- Человек привык, что он должен получать такие деньги. И к тому же, с ним приезжает целая команда. Это все очень дорого, и начинаешь взвешивать. За эти деньги можно еще один фестиваль сделать. Они идут на уступки, максимально "поджимаются". Так у нас было неоднократно с дорогостоящими иностранцами. С Кустурицей старая история: я тоже был у него на фестивале.
О ПРОВОКАЦИЯХ В ИСКУССТВЕ
— Ради бога. Не обязательно, чтобы все всё поняли, но надо, чтобы они понимали, что конкретно им не понятно. Должна быть основа. Мне нужно понимать, что сейчас фантазия. Я еще не дорос до того, чтобы реально блуждать. Это как у Станиславского: актер не должен плакать, пусть плачет публика. Я готов к любой импровизации, но на основе академического воспитания. Я готов переключать темпы и впрямую идти в кроссовер — пожалуйста. Но это должно быть сделано с хорошим вкусом, стильно. И должно быть понятно. Все это должно быть сознательно. А вдруг эта провокация — начало чего-то мощного? Пробовать надо все. Но тот, кто застревает на провокациях, быстро оказывается на поводу у своего зрителя и завтра будет уже позади. Или придется выходить голым на сцену.
О ДИАНЕ АРБЕНИНОЙ
— Конечно, это было событие. Она талантливейший человек. Она получила возможность выступить с симфоническим оркестром, но при этом с ней была ее ритм-группа — "Ночные снайперы". Она же пишет книжки. Я попросил сына достать мне их и обнаружил, что в ее творческой биографии есть несколько строчек и обо мне. Она называет меня "роковым музыкантом в классической музыке".
О САНКЦИЯХ
— Опасения есть у всех. Главное — другое. Я много чего видел, что происходило в мире: как к нам относились в 70-80-е, как потом относились по-другому. У нас же рынок: если тебя хотят услышать, то приглашают. Политика влияет, но не всегда. Даже когда были огромные сложности еще в советское время в отношениях с Америкой, когда совсем невозможно было получить визы гражданам СССР, отдельным контрактом в "Карнеги-холл"летали с выступлениями Эмиль Гилельс, Вова Спиваков и еще несколько музыкантов. Помню, было дополнительное уважение за то, что наши артисты выступали при полном зале в "Карнеги-холле", а потом улетали к себе домой. Опасение есть в том плане, что все должны будут затянуть ремешки. Но раз такое будет — мы это и сделаем. Мы же граждане своей страны.
(Анастасия Силкина, ТАСС, 26.02.2022)