Рецензия на фильм «Белфаст»: Черно-белое, но очень яркое детство
Оценка: 9 из 10.
Режиссер: Кеннет Брана. В ролях: Джуд Хилл, Катрина Балф, Джейми Дорнан, Джуди Денч, Киран Хайндс и другие.
Август 1969 года. 9-летний мальчик по имени Бадди идет по улице ирландского города Белфаста, когда там разгорается уличная потасовка, стремительно перерастающая в жестокие беспорядки.
Конфликт между ирландскими националистами и британскими властями назревал давно, их противостояние также длилось долго. Но 9-летний мальчик всей политической подоплеки знать не мог. Он мог разве что наблюдать одно из проявлений сложившейся ситуации - как местные протестанты всеми силами пытаются вытравить из города поселившихся там католиков. Семья Бадди - тоже протестантская, но в конфликте участия не принимает, стараясь одинаково дружить со всеми. Отец мальчика и вовсе работает в Англии и почти не бывает дома.
Вскоре в Белфаст прибывают войска, а пройти на некоторые улицы становится возможно только после досмотра.
Несмотря на то, что фильм начинается с уличных беспорядков, эта тема в нем далеко не главная. «Белфаст» в первую очередь – кино о взрослении. У каждого ребенка случается свой обряд инициации при переходе во взрослую жизнь, и Кеннет Брана решил показать нам свой (режиссер заявлял, что в основе картины - его собственное детство).
Нельзя даже сказать, что уличные беспорядки оказались событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу главного героя сильнее всего. Тут, скорее, вносило свой вклад все в совокупности – и конфликты родителей, и первая влюбленность, и школьный проект, и смерть дедушки, и увиденные в кинотеатре фильмы, и услышанная по радио реклама, и слова местного священника, который при первом появлении кажется жутким, а при втором – мудрым. Здесь даже попытка совершить кражу для ребенка – просто один из способов почувствовать себя взрослым. Фильм показывает милых детей, милых взрослых, а также крайне мутных взрослых, которые, прикрываясь борьбой за свободу, занимаются разбоем и подпольной продажей под видом молока каких-то других жидкостей (контрабандного алкоголя в период сухого закона).
Все эти мелкие многочисленные детали, как ни странно, создают изумительно-ностальгический образ детства. В нем нет явной политизированности и сложных моральных дилемм, нет какой-то великой драмы. Есть только максимально наивный взгляд на мир глазами ребенка, которому скоро предстоит уехать далеко-далеко и стать, наконец, взрослым.
Павел Соломатин, InterMedia