Рецензия на мини-сериал «Последние дни Птолемея Грея»: По осколкам памяти
Оценка: 6 из 10
Премьера шестисерийного сериала «Последние дни Птолемея Грея» намечена в стриминговом сервисеApple TV+ на 11 марта 2022 года. Создатель и автор сценария: Уолтер Мосли. Режиссёры: Рамин Бахрани, Гильермо Наварро, Дебби Аллен и Ханель М. Кулпеппер. В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Уолтон Гоггинс, Омар Бенсон Миллер, Доминик Фишбэк и другие.
Сэмюэл Лерой Джексон – лицо, без которого невозможно представить американский кинематограф за последние три десятка лет. Этот чернокожий колоритный матершинник всегда умел привлечь к себе внимания даже на крошечных ролях – вспомнить хотя бы его яркую роль диджея у Спайка Ли в «Делай, как надо» или грациозное появление в дебюте Пола Томаса Андерсона «Роковая восьмёрка». За свою карьеру Джексон снялся в более сотни картин, и в большинстве из них он либо изображает персонажа второго плана, либо делит экран с какой-нибудь шибко известной звездой кино, чей цвет кожи напоминает молоко: Рейнольдс, Уиллис, Томми Ли Джонс и другие. Вспомнить какое-нибудь крепкое и качественное кино, где бы в главной роли сиял только Джексон, сходу вряд ли получиться. «Шафт»? Не-а. «Самаритянин»? Далеко от понятия «качественное кино». «Немыслимое»? Спорно. «Тренер Картер»? Ну, это мы уже в начало века скатились.
Джексон – отличный актёр, но такое чувство, что никто не воспринимает его всерьёз и не предлагает проекты, где тот бы солировал на первом плане. Все привыкли, что у Джексона столько харизмы и артистизма, что ему хватит и 10-ти минут, чтобы украсть зрительское внимание (у Тарантино и то меньше). А ведь актёр уже не молод, ему скоро 75! Возможно, он сам об этом задумался и принял приглашение сняться в новом мини-сериале для Apple «Последние дни Птолемея Грея», где все шесть эпизодов, по сути, и строятся на актёрской игре лицедея-Джексона – его ярчайшей работе за последнее годы, но, будем надеяться, всё же не лебединой песни.
90-летний старик Птолемей Грей (Джексон) никому не нужен. Из родственников про него не забыл только племянник Реджи (Омар Бенсон Миллер), периодически навещающий старика, страдающего деменцией. Реджи беспокоится, что состояние престарелого дяди ухудшается, поэтому уговаривает того сходить к врачу. Доктор констатирует, что деменция действительно прогрессирует, но при этом физически Птолемей для своего возраста удивительно крепок и здоров, отчего предлагает экспериментальное лечение, которое может вернуть старику память.
Его записывают к какому-то крутому доктору (которого играет коллега Джексона по «Омерзительной восьмёрке» Уолтон Гоггинс) на следующую неделю, а потом происходит странное: кто-то убивает Реджи. Об этом Птолемей узнаёт только тогда, когда его зовут на похороны племянника, где он знакомится с ещё одной племянницей помладше Робин (Доминик Фишбэк), решившей помогать старику по дому и всё же свозить его на приём к доктору. Результат превосходит ожидания: после инъекции дед начинает вспоминать прошлое, у него появляется уверенная походка и чистота мышления. Он словно принял таблетку NZT. И вот вместе с Робин Птолемей Грей решает провести свои последние дни за расследованием таинственного убийства своего племянника.
Несмотря на интригующий детективный сюжет, никаким увлекательным повествованием, к сожалению, здесь и не пахнет. Более того, само расследование хоть маленько начинает двигаться с мёртвой точки лишь к завершению второго часа истории. До этого же нам показывают какие-то совсем незначительные бытовые сцены между Птолемеем и племянником, потом между ним и Робин. Первый эпизод и вовсе напоминает скорее хронику прискорбной жизни одинокого старика, нежели полноценную завязку шоу. Никакой динамики во всём этом и в помине нет – получается как-то уж невыразительно и совсем не сфокусировано.
Среди громких имён в режиссёрском кресле – Рамин Бахрани, но и он снимает как-то уж совсем стандартное, невдохновлённое телевизионное мыло (про остальных постановщиков вовсе лучше промолчать). Но всё же главная беда сериала в его сценарии. Уолтер Мосли, шоураннер вдобавок, экранизировал свой собственный роман, однако с переносом на экран его текст растерял все свои положительные качества (если таковые были). В итоге его «Последние дни Птолемея Грея» вышли уж очень посредственными и блеклыми, где единственной примечательной особенностью является лишь образцово показательная игра Сэмюэла Л. Джексона. Однако и его титанических усилий оказывается мало, чтобы оживить столь искусственный и сухой телевизионный проект.
Вадим Богданов, InterMedia