Рецензия на сериал «Обоюдное согласие»: Пусть мертвые хоронят своих мертвецов
Оценка: 8 из 10
Сериал «Обоюдное согласие» выйдет в онлайн-кинотеатреKion 18 марта 2022 года. Режиссер: Валерия Гай Германика. В ролях: Светлана Иванова, Андрей Козлов, Мария Голубкина, Шамиль Хаматов, Федор Лавров, Борис Щербаков и др.
Вся в ссадинах и царапинах учительница средней школы Анна Николаевна подплывает наутро к морскому берегу. Попытка поймать машину не сразу увенчиваются успехом. Кто-то просто равнодушно проносится мимо, к кому-то она сама не хочет садиться. В полиции к ней относятся с дежурным презрением, а в больнице — с усталым сочувствием.
Все враз меняется, когда выясняется, что в групповом изнасиловании «училки» на яхте приняли участие весьма влиятельные граждане небольшого городка Приморска. Виновники надеются, что им удастся спустить дело на тормозах. Следователь вроде бы им потакает, но личная драма не позволяет ему отнестись безо всякого внимания и к потерпевшей. Ученики пытаются устроить Анне Николаевне веселую жизнь, а сама она полна решимости идти до конца.
Тема изнасилования была весьма востребована (и, соответственно, всесторонне обыграна) в советском кинематографе перестроечного периода. Навскидку можно вспомнить: «Авария — дочь мента», «Ворошиловский стрелок», «Палач»… Если в первых двух было кому вступиться за жертву, то в последнем она сама брала инициативу в свои руки. Как бы то ни было, тема «праведной» мести проходила в этих лентах красной линией.
Сейчас, когда наступили времена абьюзов и харассментов, поневоле относишься настороженно к попытке режиссеров «выехать» на модной проблеме. Тем более, когда дело касается таких бескомпромиссных творцов, как Валерия Гай Германика, которая всегда шла вразрез с общественным мнением, сначала эпатируя непристойными в глазах обывателей вещами, а потом пытаясь исследовать падшую природу человека с православных позиций, что, в свою очередь, уже у фестивальных экспертов не в тренде.
Но в том-то и дело, что изнасилование режиссеру интересно не само по себе, а в качестве лакмусовой бумажки для выявления этой самой падшей природы. Как обычно, Германика не щадит никого. Симпатии не вызывает ни втянутый в грязный скандал мэр, бодро рассказывающий о новом строительстве под крики «долой»; ни его приспешник, общающийся с журналистом, как с лакеем; ни старшие товарищи, агрессивно тоскующие по советскому прошлому; ни сама Анна Николаевна, готовая «показать сиськи» ученикам за прочитанный «Тихий Дон». Каждый из них давно запятнал себя «обоюдным согласием» с косной атмосферой провинциального городка и сделкой с собственной совестью.
Казалось бы, сюжет сериала идет по проторенным дорожкам, и ничего принципиально нового ожидать не приходится. Но, учитывая выбранный ракурс, Валерия Гай Германика может нам показать довольно непредсказуемый путь, которым учительница пришла в итоге на злосчастную яхту. Ведь у режиссера в рукаве есть еще один не затасканный козырь: пресмыкательство героев перед мертвыми, которых они никак не могут от себя отпустить. Покойникам в сериале справляют шумные дни рождения и во имя их принимаются судьбоносные решения. Что кроется в «Обоюдном согласии» за евангельским принципом «пусть мертвые хоронят своих мертвецов», по первым двум доступным сериям понять совершенно невозможно.
Денис Ступников, InterMedia