предоставлено НФПП

Владимир Шевельков рассказал об актёрстве как стиле жизни в Лаборатории театра и фольклора

Заслуженный деятель искусств России Владимир Шевельков провел лекцию из цикла «Мастера театра и кино» 28 февраля 2022 года. Этот проект реализуется Региональной молодёжной Лабораторией театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП). Из лекции об актёрской профессии зрители почерпнули немало полезного и интересного.

Студенты, начинающие артисты и режиссёры заранее зарегистрировались на сайте folk-lab.ru, чтобы получить возможность расспросить Шевелькова обо всём, что их интересует. Гость студии дал молодым людям ценные практические советы, которые помогут многому научиться. Лекция транслировалась на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории театра и фольклора. Ведущим беседы по традиции выступил художественный руководитель Лаборатории, актёр театра и кино Максим Линников.

- Актёр – не профессия, а скорее вера или стиль жизни, – это высказывание Шевелькова стало определяющей темой разговора.

Базовой вещью в актёрстве он назвал веру и степень погружения в фантазию – это умение, по его словам, говорит об уровне таланта. Главное же качество успешного артиста, которое нужно развивать, считает Владимир Алексеевич, – внимание, умение концентрироваться на деталях.

- Если западных актёров учат памяти расположения рук, ног, поворота головы в кадре и так далее, то у нас в России – нет. И, когда снимают дубли, то очень мешает, например, если герой сцены поменял руки или смотрит не туда, – поясняет Шевельков.

В то же время он отмечает, что нашего артиста можно попросить поменять градус эмоционального отношения к партнёру на съёмочной площадке, а иностранца – нет.

- Видимо, он думает о руках и ногах и поэтому «заваливает» сцену, – иронизирует Владимир Алексеевич.

Гость поделился, что за период актёрской деятельности успел сыграть в более чем 40 кинокартинах. В 1992 году он на целых 12 лет расстался с кинематографом. Занялся рекламой, созданием клипов, а затем сериалов, и таким образом вернулся в кино.

- Сняв вторую свою картину, я понял, что режиссура мне интереснее, – признаётся Шевельков. – Когда я набрал большое количество ролей, то понял, что не хочу больше говорить чужими словами. Сейчас я чувствую себя комфортно в кинорежиссуре. Может, возраст пришёл, мне 60 лет. У меня есть два принципа: первый – если я что-то решил, то это ничего не значит. И второй: если я снял какую-то сцену, которая мне очень нравится, я без проблем от неё откажусь, если она не вписывается в картину, не является опорной. Важен конечный результат.

Когда мастера спросили, как он подходит к кастингу актёров, он ответил, что как режиссёр прежде всего обращает внимание на внешность – соответствует ли она роли. Затем разговаривает, провоцируя человека на реакцию, чтобы посмотреть, как он смеётся, дышит, жестикулирует. После этого проверяет, умеет ли артист сохранить те же эмоции при вхождении в образ.

- Рекомендую приходить на кастинг не просто поучаствовать, а для того, чтобы его выиграть, – сказал Шевельков. – Не нужно волноваться, попадать в зависимость от химических реакций организма, лучше перевести волнение в адреналин, обернуть на пользу. Если тебя пригласили – значит, ты им нужен.

Мэтр дал также советы на тему того, как правильно записать видео-визитку. Во-первых, стоит делать это в том настроении, в каком находишься сейчас, показать, что чувствуешь на данный момент. Быть самим собой.

- Визитка – скоропортящийся продукт, их надо записать не одну и не две, а тысячу в жизни и выбрать нужную при необходимости, – говорит Владимир Шевельков. – Плюс надо следить за светом: он должен быть мягким, ровным, контровым – как в «Джоконде».

Рассказывая о своём опыте, мастер вспоминал, что в актёрстве у него было два больших учителя: Александр Романцов, игравший Яго в фильме-опере «Отелло», и Ада Роговцева, исполнявшая роль матери в картине «Было у отца три сына». А из режиссёров выделил Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни»), к которому однажды попал на пробы.

- Я ходил за ним две недели потом, – признался Шевельков. – Впервые в жизни хотелось просто находиться в его атмосфере, не помню даже, о чём мы тогда говорили.

У Владимира Алексеевича своеобразный взгляд на личную жизнь артиста: он считает, что творческие люди не имеют права на семью – во-первых, она отвлекает от работы, а во-вторых, актёр вынужден содержать её и нередко соглашаться на любые роли ради заработка.

- Но веселиться, делать ошибки, гореть – надо. И нести ответственность за своих детей, – отмечает мэтр. – В профессии актёра нет поблажек: ты должен быть всегда ответственным, голодным, в тонусе. Не пить, не курить, не встречаться с девушками перед съёмками. Иначе это рано или поздно скажется на работе. Нужно настраивать себя как инструмент, чтобы ты мог, как на клавише в пианино, вызывать у себя определенную эмоцию.

Шевельков дал ценный практический совет начинающим актёрам.

- Надо заходить не только со стороны Станиславского, но и Павлова, - сказал он. - Недавно один студент спрашивал меня, как научиться плакать по заказу. Я сказал: вы не можете вызывать всё время слезы, представляя какие-то мраки, иначе рано или поздно сойдёте с ума. Слёзы могут быть и из другой области тоже – соринка в глазу, смех, икота, щекотка. Найдите в себе способ появления чувств не из эмоций, а из тела, чисто технически.

Кроме того, он рассказал, что делать, если партнёр по фильму старше или маститый актёр, и сложно разговаривать с ним на равных: нужно просто представить, что ему 5 или 10 лет. Кроме того, посоветовал учиться молчать в кадре – по мнению Шевелькова, сейчас актёры разучились это делать, и не знают, куда себя деть, если в сцене или роли нет текста. На лекции прозвучало ещё несколько важных советов.

- Первое: следует помнить, что раз ты пошёл в актёры, то ты наглец от природы. И соответствуй этому. Второе: успех может прийти в 15 лет, а может в 60. И третье: надо сто раз подумать – идти в актёры или нет, – сказал Владимир Шевельков. – Если нет работы, то практикуйтесь: идите на площадь, читайте стихи. Надо быть постоянно готовым к пробам. Всё очень жёстко: пригласили – не упусти шанс.

Последние новости