Рецензия на фильм «Всё везде и сразу»: В мультивселенной безумия
Оценка: 8 из 10
Фантастический фильм «Всё везде и сразу» выходит в российский прокат 7 апреля 2022 года. Режиссёры: Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван. В ролях: Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан, Стефани Сюй и другие.
Тема мультивселенных в кино появилась не сегодня и не вчера, хотя сейчас определённо она в тренде – в первую очередь за счёт кинематографической вселенной «Марвел», чья очередная фаза исследует межпространственные перемещения по альтернативным вселенным (началось всё с «Локи», затем третий «Человек-паук» и вот совсем скоро новый «Доктор Стрэндж» тему продолжит). Однако не с комиксами едиными зрителю путешествовать в мультивёрсе: мы хорошо помним «Исходный код» с Джилленхолом, смешавшим концепт с «Днём сурка», Абрамс в ремейке «Стартрека» успешно столкнул двух Споков, дети 90-х отлично помнят «Противостояние» с Джетом Ли, а культовый в некоторых кругах «Мистер Никто» и вовсе прямо сейчас снова вернулся в наш прокат. Ещё был копеечный и снятый на коленке инди-сайфай «Связь», с которым по уровню энтузиазма и компромиссному мышлению новое творение безумного дуэта двух Дэниэлов (Квана и Шайнерта) имеет много общего.
«Всё везде и сразу» — это тоже до мозга костей авторское произведение (неспроста производством занималась независимая студия А24), которое своей оригинальностью и непредсказуемостью призвано будто бы компенсировать весь тот урон, что массовый зритель получает от однотипной и бездушной конвейерной продукции студийного развлекательного кино. У Дэниэлов, наоборот, всё начинается с установления родственных связей между героями фильма, которыми выступает работящая китайская семья, владеющая небольшой прачечной в каком-то американском городке. Сейчас бизнес идёт тяжко, практически всё на своём горбе тащит одна лишь Эвелин (Мишель Йео), потому что от мужа-романтика (Ке Хюн Куан) в быту толка особо нет, за отцом нужен уход, а с дочерью случился разлад, который вроде как должен сгладиться во время грядущего празднования китайского Нового года. И вот Эвелин бегает от клиента к больному отцу, от бумаг к стиральным машинкам, пытается уладить десять дел одновременно, что-то согласовать, где-то подлатать, с кем-то поговорить, что-то поручить, всё это показано настолько насыщенно и напряжённо, что мы первые 20 минут словно смотрим отрывок из «Магнолии» Пола Томаса Андерсона.
Но перед Новым годом Эвелин ещё нужно разобраться с налогами, иначе прачечную у них попросту отберут раньше, чем сварится рис к вечернему празднованию. Всей семьёй они едут в налоговое управление, собрав предварительно нужные бумаги, однако по пути с нашей героиней случается странное: в её мужа-тюфяка вселяется его более брутальная и решительная версия из другой вселенной. Он говорит Эвелин, мол, следуй за мной, если хочешь жить, и что она ключ к спасению мира, предлагая сделать выбор фигурально между красной и синей таблеткой (на деле – между каморкой и офисным столом). Иронично кивнув Кэмерону и Вачовски, режиссёры ловят подкованного в жанровом кино зрителя на крючок, но закидывают их на территорию доныне неизведанную. Туда, где, казалось бы, из знакомых ингредиентов (фильм напоминает сборник хитов 1999 года) в лучших традициях постмодернизма собран уникальный по своей концепции научно-фантастический, фэнтезийный эпик, смело претендующий на культовый статус.
«Всё везде и сразу» не первый случай взаимодействия Дэниэлов с мультивселенными материями. В 2014 они сняли экспериментальную короткометражку «Possibilia», где обычная ссора за кухонных столом приобретала множество вариаций, исходя из конкретных сказанных слов и реакций. Потом они сняли несколько эпизодов одного из самых безумных сериалов прошлого десятилетия – «Легион», где героям также приходилось бороздить другие миры и завладевать чужими сознаниями. Всё это закономерно переросло и обрело окончательную форму во втором полном метре режиссёров, где Дэниэлы сполна раскрыли своё креативное мышление – не только в плане полёта фантазии и сюжета, но и формы повествования.
У них получилась не просто красочное, многогранное и полное сюрпризов приключение, а кино эклектичное во всех смыслах этого слова. Меняются жанры и тональности: фантастика превращается в кино о боевых искусствах, а откровенно хулиганская комедия оборачивается пронзительной семейной драмой. При этом меняются и форматы, разрешения экрана, плёнка чередуется с цифрой, а перемещения между вариациями Эвелин в других вселенных и вовсе показаны с помощью стилистических оммажей – на кэмп, слэпстик-комедию, ленты про кунг-фу и, самое примечательное, картины Вонга Карвая. В Карвая Шайнерт и Кван играют даже поубедительнее, чем ещё один Дэниел (Дестин Креттон) в «Шан-Чи» — здесь прямо улавливаются приятные вайбы «Любовного настроения» благодаря в первую очередь удивительному перевоплощению Йео и Куана в, соответственно, Мэгги Чун и Тони Люна.
Вообще, актёры здесь удивляют ничуть не меньше, чем режиссёрская фантазия. Для Мишель Йео это определённо минута славы и картина, которую она ещё долго может преподносить продюсерам как свою визитную карточку. Поражает и её экранный муж-хамелеон – неизвестный актёр Ке Хюи Куан, который меняет жанровые амплуа как перчатки. Неожиданностью становится роль Джейми Ли Кёртис, которую сначала трудно узнать, а затем трудно поверить, как актриса согласилась на всё это, ведь с её участием есть одна из самых запоминающихся экшен-сцен. А с экшеном в фильме всё в полном порядке – изобретательно придумано, сочно подано, качественно исполнено. Если и есть, к чему придираться, так это лишь к изрядно затянутому финалу, который после в целом сумасшедшего ритма повествования откровенно выбивает из колеи, уводя зрителя куда-то в сторону «Прощания» Лулу Ванг. Много слёз и проговаривания чувств, репетативные откровения и признания под драматическую музыку, лишняя сентиментальность и необоснованное топтание на месте – вот вам и ложка дёгтя.
После «Швейцарского ножа», вне всяких сомнений, одного из самых странных и парадоксально душевных фильмов прошлого десятилетия, было дико предполагать, что режиссёрский дуэт двух Дэниэлов сможет превзойти сам себя и придумать историю ещё безумнее. Тем не менее, это у них удалось: «Всё везде и сразу» — кино, которое вы вряд ли забудете после просмотра и попросту не найдёте ему аналогов. Скромная ниша авторских блокбастеров только что пополнилась новым артефактом, воспевающим близкую в равной степени всем народам на планете истину, что спасать вселенные может быть непросто, а вы попробуйте сохранить семейные узы в мире, где люди с каждым поколением всё дальше и дальше отдаляются друг от друга. Такой героизм не снился даже Мстителям.
Вадим Богданов, InterMedia