Рецензия на мультфильм «Финник»: Искусство требует шерсти
Оценка: 8 из 10
Приключенческий анимационный фильм «Финник» выйдет в российский прокат 24 марта 2022 года. Режиссер: Денис Чернов. В ролях: Даня Милохин, Ида Галич, Александр Гудков и др.
Зловредный домовой по имени Финник очень не любит, когда в вверенный ему старинный особняк вселяются новые жильцы. Пуская в ход весь свой арсенал запугивающих средств, дух жилища легко выкуривает из своих владений любых постояльцев за считанные недели. Но так продолжается до тех пор, пока в дом не въезжает семья интеллектуалов: актерская чета и их серьезная дочка-подросток, всерьез увлеченная дедуктивным методом и разгадыванием всяких запутанных интриг.
Такого «прошаренного» ребенка сбить с толку не так-то просто. Привычный арсенал психических атак Финника на девочку абсолютно не действует — и в какой-то момент она даже берет мелкого пакостника в плен. Теперь, чтобы обрести вожделенную свободу домовому придется вместе с маленькой хозяйкой разгадывать причины затопления города лавинами попкорна и иных явно рукотворных катаклизмов.
Российский кинематограф продолжает внедрять в сознание современных детей героев славянской мифологии. Вслед за богатырями, Кощеем Бессмертным и Коньком-Горбунком настал черед и домового. При всей обыденности этого образа, которого не поминал всуе только упертый прагматик, в нашем кино он разработан слабо и не объективно. На память приходят преимущественно комедийные персонажи (вроде Домовенка Кузи), а вот на сакральную связь домового с жилищем не обращал пристального внимания, пожалуй, никто из наших режиссеров.
Финник имеет в фильме вполне канонический для сказаний восточных славян облик — густую шерсть, острые уши торчком и когтистые лапы. А вот его мистические функции заметно ослаблены — и это продиктовано веяниями нашего рационалистического времени, где вопросы выживания стоят зачастую гораздо острее, чем жилья. Людей, сознательно делающих оседлость своим жизненным принципом, сегодня все меньше. Поэтому домовой-мизантроп кажется отнюдь не причудой сценаристов, а объективным отражением центробежных стремлений «своих хозяев». Недаром «наколдованные» им супружеские ссоры показаны на экране столь достоверно (хотя и по касательной), что некоторые дети в зале на премьерном показе огорошивали: «Ругаются прямо, как вы с папой!».
На этом бытовушном фоне семья главных героев кажется едва ли не эталонной, но ее глубинные проблемы обнаруживаются — во многом благодаря домовому — чуть позже. Слабость пары даже не в лихорадочных переездах с места на место, а в чрезмерной увлеченности профессией и… друг другом. Хорошо, когда поучаствовать в жизни предоставленной самой себе дочери удается лишь в критический момент, но ведь до него можно элементарно и не дожить… И в этом смысле пародийная фраза «искусство требует шерсти» возвращает ситуацию на свои места путем ненавязчивого обращения к традиционным ценностям.
«Финник» вообще кажется крайне своевременным фильмом — вплоть до беззлобных насмешек над тоннами приносящего одни неприятности попкорна и тяжелым (во всех отношениях) фастфудом. И усваиваются события фильма не в пример легче этой не самой здоровой пищи. Сочетая в себе черты детектива, фэнтези, хоррора и даже роуд-муви, лента обнаруживает нешуточный потенциал. Недаром прокатчики обещают представить ее осенью уже и в виде сериала.
Денис Ступников, InterMedia