Илья «Черт» Кнабенгоф: «Командир из меня вышел, прямо скажем, так себе»
ОЩУЩАЛ ЛИ СЕБЯ «НА ПЕРЕДОВОЙ» 25 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ «ПИЛОТА»?
- Я бы не назвал это «передовой», но скорее «инсайдерством». У меня есть стойкое ощущение, что общественная и социальная жизнь летит мимо меня, словно раскрашенная карусель в сопровождении листьев на ветру, а я на это всё смотрю, и периодически в сторону этого катящегося праздника бросаю «Постойте, люди добрые, куда ж вы, ей-боже?!». Есть ощущение некоего кинозала. Оно меня всю жизнь сопровождает. Типа, не ко двору пришёлся, не к столу был подан, пятой ногой запутался, рожей не вышел и т.п. Помогает ли это? Разве что трезво смотреть на проплывающий блестящий мусор. Мешает ли это? Не особо, если научился посылать без экивоков в пешее эротическое путешествие. Просто это другой способ жить, сидя на берегу, не участвуя в заплыве за медальки и грамоты.
О ЕГО ПРОСЧЕТАХ В РУКОВОДСТВЕ ГРУППОЙ
- Главный просчёт всегда крылся в том, что я был слишком мягок, терпим, тактичен и демократичен. А нужно было с самого начала всё взять в свои руки, включая документы, бухгалтерию, планы, тактику и стратегию, требовать беспрекословного подчинения, и за малейшее уклонение от исполнения приказа выкидывать за борт. Вот об этом я сейчас очень жалею. Да и повторюсь: я не люблю командовать людьми, заставлять их что-то делать. Поэтому и командир из меня вышел, прямо скажем, так себе. Мной вертели как хотели всю жизнь все кому не лень. Я никогда не мог сказать твердого «Нет!». И абсолютно все проблемы группы «Пилот» всегда были именно из-за этого. Я хотел, чтобы люди сами горели идеей, ждал от них энтузиазма, ожидал горящих глаз и креатива, в общем, дурак я был конкретный.
О САМОМ НЕДООЦЕНЕННОМ АЛЬБОМЕ «ПИЛОТА»
- Я считаю одним из лучших у группы «Пилот» альбом «Изолятор». Он гораздо глубже, чем кажется сходу. Он нашпигован невероятным. Там над каждой второй фразой можно думать неделю. Там столько в платформе написания – и множество гениальных книг, множество песен других гениев, цитаты великих, целые литературные произведения можно написать по некоторым предложениям. Но люди послушали альбом, и сказали что-то типа «о, злобненько, агрессивно, наконец-то панкуха, есть под что попрыгать». Это как будто ты неделю готовил какое-нибудь невероятно экзотичное и сложное блюдо, а в итоге гости сказали «особенно хозяйке удался майонез». Хорошо, что это был четырнадцатый, вроде бы, альбом группы, а не первый-второй, и поэтому вместо истерики и намыливания табуреток я лишь пожал плечами и тихо сказал Богу: «Ты всё видел. Лучше молчи. Проехали».
О КОНЦЕПЦИИ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА «ПИЛОТА» 1 АПРЕЛЯ
- Концепция проста и по-советски выдержана десятилетиями лучших артистов страны – «зэ бест оф зэ бест». Думаю, людям на подобном концерте хочется хитов, танцев, хорового пения. Так что, программа составлена из всего, что заездили до дыр на радио и по ТВ. Чтоб человек пришёл якобы в первый раз на группу, и кивал бы на каждую следующую песню «Блин, я и эту слышал, и эту знаю, и это знакомо».
О СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСТЯХ КОНЦЕРТА
- Я тебе честно скажу – я вот не хочу особо. Но большинство настаивает. Вроде как надо, и нужно, и статусно, и юбилей, и т.п. Я объясню свою позицию: никто и никогда за всю историю группы «Пилот» не спел нашу песню лучше, чем мы сами. У нас песни реально сложные для исполнения. Я ж не просто так восемь лет музыкальное образование получал. Отсюда вопрос – на кой? С точки зрения творчества это будет только в минус. Но зато перечисленные выше регалии. Да и время ответственности прошло – кто нынче будет вот прям готовится к выступлению с другой группой? Да никто. В итоге всё будет «хрен с ним, и так сойдёт». А я терпеть этого не могу, вот именно этого национального рас…дяйства.
О ЕГОРЕ ЛЕТОВЕ
- Давай честно: сейчас я выйду на улицу и опрошу первых попавшихся 500 человек, попросив их спеть хотя бы одну песню Егора Летова от начала и до конца, все куплеты вспомнить от А до Я. Как думаешь – сколько найдётся таких, кто сможет? Мне видится, что, возможно, попадётся один маргинал, который кое-как с ошибками споет «Всё идет по плану». Мы любим воздвигать памятники, но ни шиша не знаем, а что, собственно, сделал в жизни тот, кому мы его воздвигли. И так по всей стране. Идём по улице - висит табличка на доме али памятник стоит, мы – «кто-то великий, видимо», а кто? Да пёс его знает. А ты сейчас про Летова, который в принципе над головами людскими всю жизнь парил, который жил такими категориями и мыслями, что после них обычного человека галоперидолом восстанавливать надо, ибо заворот извилин от несварения. Что тут обозначать? Ушёл гений. Всем до лампочки, ибо нет пророков в своем отечестве, всё на Америку мастурбировать продолжаем.
ПРИДЕТ ЛИ НОВЫЙ РОК-ГЕРОЙ ПО «ЗАПРОСУ СНИЗУ»
- Обязанность творца – пытаться дотягивать людей до понимания и переживания высшего. Это касается и интеллекта, и будорожи души, и чтоб совесть изрыдалась, и чтоб на колени встал, и чтоб осознал и понял и прощения просил. А не вот это самое «а давайте всех посмотрим» по 50 рублей за килограмм в час. Если творец задумался о запросе снизу, то я сразу ему этот запрос могу обозначить на веки вечные – «покажи сиськи», и будут у тебя и миллионы подписчиков, и деньги, и каждый утюг будет тебя прославлять. Про это когда-то Константин Кинчев спел очень удачную песню – «Звезда свиней». Там, в свинарниках, всегда очень сильно озабочены спросом снизу, соблюдением моды, как получше коленки подогнуть и чем лучше смазать, как бы в ногу со временем не разойтись да запрос удовлетворить за подороже, типа, «Ну, удиви нас, красотка, давай-давай, покажи себя, изгиб глубже!». Музыкант на эту ситуацию может повлиять просто – торгуй своими песнями, а не собой.
(Денис Ступников, KM.Ru, 28.03.2022)