Рецензия: Alai Oli и Хмыров - «Последний из ушедших»
2022, Alai Oli
Оценка: 7 из 10.
Год назад Alai Oli выпустил альбом «Человек, который пытается переехать из Петербурга в Москву», в котором, несмотря на название, не было никакой безысходности. Напротив, в голосе Ольги Маркес было так много света и мечтательности, что эскапистский смысл пластинки, вероятно, ускользнул от большинства слушателей. По словам солистки тот альбом был её «попыткой убежать от жизни, попыткой сократить всю интенсивность чувств… в этой попытке рождается самое сильное творчество».
Пластинку «Последний из ушедших» Ольга считает результатом этого «самого сильного нового творчества». Правда, самостоятельно Alai Oli получить такой результат не удалось: для перезагрузки группе потребовалось сотрудничество с петербургским музыкантом и продюсером Филиппом Хмыровым. Последний известен совместным альбомом с «О! Марго» и сольными работами, которые представляли собой смесь хип-хопа, русского рока и танцевальной электроники - любопытную, но не очень соответствующую ожиданиям публики, то есть некоммерческую. В коллаборации с Alai Oli Хмыров играет роль сильного внешнего раздражителя - и комментарии в соцсетях Ольги Маркес говорят о том, что провокация удалась: поклонники оказались не готовы к тому, что её голосу будет противоречить нервный матерящийся рэпер - а именно в этом амплуа выступает многоликий Хмыров на данной пластинке.
Такой приём обеспечивает более прямое донесение до слушателей серьёзного смысла альбома, навеянного прочитанной Ольгой Маркес книги Баграта Шинкубы «Последний из ушедших» об истории убыхов, которые издавна жили в горах Западного Кавказа, по соседству с абхазцами и адыгами. «Это рассказ о народе, потерявшем родину и исчезнувшем как нация всего за один век. Альбом сплетает личные и общественные переживания, соединяет образы улиц современной Москвы, божеств народов древнего Кавказа, калифорнийских трасс и каналов Петербурга. Отмененные рейсы, закрытые границы, страх не вернуться домой, потерять любимых и потерять себя. Все это сливается в одно целое на восьми треках альбома». Впрочем, если не сильно вслушиваться в тексты, «Последний из ушедших» всё равно заметно бодрит - особенно внезапным контрастом между романтичным и неизбывно счастливым пением Ольги и резкими куплетами Филиппа. Наиболее ярким примером удачного взаимодействия этого странного дуэта стала песня «Река», где Маркес поёт максимально нежно, а Хмыров совсем перестаёт выбирать цензурные выражения.
Алексей Мажаев, InterMedia