Рецензия на фильм Мишеля Франко «Закат»: Баллада о мужском эго
Оценка: 7 из 10
Драма «Закат» выходит в российский прокат 14 апреля 2022 года. Режиссёр: Мишель Франко. В ролях: Тим Рот, Шарлотта Генсбур, Иазуа Лариос, Генри Гудман и другие.
Мексиканец Мишель Франко часто гостит по самым престижным мировым фестивалям, отчего каждый его новый фильм тут же привлекает внимание синефилов со всех краёв Земли. Обычно его работы тихие и скромные, но два года назад он внезапно прыгнул выше головы и снял большое, провокационное кино, возмутившее до глубины души одну половину аудитории и потрясшее вторую. После «Нового порядка» о Мишеле Франко заговорили все и сразу, кто-то увидел в фильме правду о своей стране, кто-то счёл фестивальной пошлостью, однако многие сошлись на том, что режиссёр умеет заглядывать в самые тёмные уголки человечества и обнажать людские пороки. Причём независимо от того, перед ним эпичное полотно или скромный минималистичный холст, на которых Франко творил раньше и к которому вернулся снова в логично продолжающей творческий путь мексиканца ленте под названием «Закат».
Если в своей предыдущей картине Мишель Франко изобразил крайне живописно и экспрессивно закат человечества, то здесь мы наблюдаем закат человека. Где-то на пляже в солнечном Акапулько отдыхает семейство Беннетов: мать Элис (Шарлотта Генсбур) с двумя детьми и со своим братом Нилом (Тим Рот). Отдыхают спокойно и богато – сразу видно, что люди состоятельные, привилегированные, европейского пошива. Внезапно раздаётся телефонный звонок, сообщающий Элис, что её мама в критическом состоянии и нужно срочно лететь домой. Беннеты в спешке собирают чемоданы и мчатся в аэропорт, но там выясняется, что Нил забыл паспорт в отеле и лететь не сможет, хотя очевидно, что Элис очень сильно нуждается в его поддержке. Нил обещает стрелой сгонять в отель и сесть на следующий же рейс. Однако делать он этого даже не собирается.
О сюжете «Заката» не хочется особо много и долго говорить, потому что это тот случай, когда чем меньше о фильме знаешь, тем лучше. Кино по своему исполнению намеренно минималистичное и в какой-то мере даже аскетичное, ибо одна из его пропагандируемых идей – как раз-таки полный отказ от материализма. Франко отчаянно метит в форму притчи, пытаясь за видимой сценарной простотой отыскать некие глубинные смыслы. И по большему счёту у него это получается.
Его кино может запросто считывать как метафору извечной внутренней борьбы любого мужчины на свете. «Закат» про то, как каждый мужчина по ходу жизни старается побороть в себе свои иррациональные инстинкты и природные порывы, про то, как удержать в себе этого зверя, уничтожающего всё, что мужчина так старательно создавал: брак, семью, карьеру. Блистательно сыгранный герой Тима Рота как раз эту борьбу и проиграл, отчего в его дальнейшем поведении ярко проглядывается тёмная фантазия мужчины средних лет, который в моменте слабости или отчаяния хоть раз в жизни задумывался: «а не бросить ли всё это к чёртовой матери?». В этот раз режиссёр провоцирует зрителя заметно тоньше, чем в «Новом порядке»: он сбивает его с толку нестандартной повествовательной структурой, лишённой на первый взгляд какого-то внятного сюжетного развития. Абстракция сталкивается с лёгкой абсурдностью, выводя зрителя из себя – кино не комфортное и нонконформистское, что позволяет назвать «Закат» самым смелым произведением Франко на сегодняшний день, но при этом, к сожалению, не доведённым до конца в своей смелости.
То, что Нил именно брат, мы понимаем не сразу, а ближе к концу, что, честно признаться, идёт картине только во вред и противодействует некоторым драматическим смыслам фильма, которые сработали бы куда лучше, будь Нил всё же мужем и отцом двух детей. В итоге «Закат» постепенно растрачивает весь свой глубинный потенциал кино-притчи, добавляя во второй половине больше мелодрамы, чем нужно, и больше конкретики, чем требуется. Работа Мишеля Франко могла стать моментальной классикой, вдумчивой, лаконичной и художественно выразительной рефлексией о мужском эго, а стала всего-навсего нетривиально поданной историей одного уставшего, запутавшегося в своей жизни богача.
Вадим Богданов, InterMedia