Рецензия на фильм «Первый Оскар»: Москва наносит ответный удар
Оценка: 8 из 10
Историческая военная драма «Первый Оскар» выйдет в российский прокат 21 апреля 2022 года. Режиссер: Сергей Мокрицкий. В ролях: Тихон Жизневский, Антон Момот, Андрей Мерзликин, Федор Лавров, Дарья Жовнер и др.
Октябрь 1941 года. Немцы наступают. Выпускной курс ВГИКа берегут, как зеницу ока, как необходимый для оказавшийся сложной ситуации стране генофонд. Практически решен вопрос об отправке студентов в эвакуацию, где их к тому же обещают снабдить работой по специальности. Но у без пяти минут выпускников свои планы на жизнь. Узнав, что Сталину требуются операторы для съемок военной хроники с мест сражений, сокурсники во что бы то ни стало пытаются добиться своей отправки в зону боевых действий.
Конец 1942 года. В США состоялась премьера фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Документалка имеет успех у простых зрителей и производит неизгладимое впечатление на маститого кинопродюсера Дэвида Селзника (по нашему — Железника). Он загорается идеей ввести номинацию «Оскара» «Лучший документальный фильм» - специально для продвижения советской картины. Однако могущественные магнаты ставят ему всяческие препоны.
Картина «Разгром немецких войск под Москвой» действительно была снята по инициативе Сталина. Вот только жизнь внесла свои коррективы в замысел ленты, и вместо триумфального наступления нашей армии по всем фронтам в ней было много горя, слез, крови и шокирующих кадров. В этой незапрограммированности во многом и заключался успех картины. Внедряя ее по принципу матрешки в свою уже художественную работу авторы «Первого Оскара» были обязаны сработать как минимум не хуже. И им это удалось.
Авторы современных военных фильмов априори обречены на критику. С разных сторон в них летят обвинения в продажности, конформизме, русофобии, антисоветизме, нигилизме и стремлении сорвать куш за счет государственных средств. Как ты ни сними сцены боев, смотреть их будет, в зависимости от настроя зрителей, горько, скучно, тягостно и т п. Всему виной, вероятно, протестующая генетическая память, которая пытается уберечь своего носителя от излишней боли.
В фильме эту боль принимают на себя «необстрелянные» во всех смыслах юные операторы, благодаря чему мы в кои-то веки получаем возможность увидеть войну их глазами и в кои-то веки не растравливать собственные души. Довольно интересно наблюдать не только, как выковывается на фоне кровопролитных боев настоящий характер, но и нарабатывается профессионализм, развиваются дипломатические навыки, и пробуждается способность к принятию нестандартных решений.
Там, где царит подлинных дух творчества, нет место мелочному выяснению отношений и ненависти к инакомыслящим. Благодаря этому фашисты не показаны в фильме сокрушительной безликой массой — от наиболее чутких операторов и им достается толика сочувствия. Это отнюдь не означает, что враг в «Первом Оскаре» идеализируется. В отличие от недавнего фильма Игоря Угольникова «Учености плоды», фашисты представлены Сергеем Мокрицким не спасителями или хранителями русской культуры, а ее разрушителями, как оно, собственно, и было в действительности. Сильнейшее впечатление производит эпизод с разоренным домом-музеем Петра Чайковского в Клину, причем и здесь создатели фильма изо всех сил сдерживают себя от уничижительных приговоров и громких лозунгов.
Советская часть фильма довольно изящно «зарифмована» с голливудской. Казалось бы, последняя должна проигрывать первой своей бюрократической рутинностью, но такого эффекта отнюдь не наблюдается. Американские продюсеры лишь поначалу выглядят тривиальными денежными мешками, нацеленными лишь на сверхприбыль. Но по ходу действия и в них пробуждается очистительный травматический опыт. Диалог между русскими и американцами ведется на равных, это видно хотя бы по экспортному названию «Разгрома...» «Москва наносит ответный удар». В фильме весьма кстати нам напоминают о том, что нашим народам необходимы партнерство и уважительный диалог, а не взаимные упреки и бесконечные перепалки на повышенных тонах.
Денис Ступников, InterMedia